Копилка для юных математиков


Содержание
1.    Математический уголок
2.    Олимпиады для 1-4 класса
3.    Программа математического кружка
4.    Математический вечер
5.    Мероприятия по внеурочной деятельности
6.    Игры по математике
7.    Викторина
8.    Сказки про цифры
9.    Конспекты уроков


Олимпиады для 1-4 класса
Олимпиада по математике для 1 класса. 
Фамилия имя
Задание 1.У трёх братьев по две сестры. Сколько всего детей в семье? Обведи правильный ответ: 5      9        6
Задание 2. Что тяжелее: 1 килограмм ваты или 1 килограмм железа? Обведи правильный ответ: вата         железо         поровну
Задание 3. В пакет можно положить 2 килограмма продуктов. Сколько пакетов должно быть у мамы, если она хочет купить 4 килограмма картошки и дыню массой 1 килограмм?
Напиши ответ._________________________
Задание 4. Поставь знаки + или – , чтобы получилось верное равенство:
7 * 4 * 2 * 5 = 10 10 * 4 * 3 * 8 = 1
Задание 5.У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги сзади,2 ноги спереди. Сколько всего ног у животного?
Напиши ответ:_________________________________
Задание 6. Сумма трёх чётных чисел равна 12. Напиши эти числа, если известно, что слагаемые не равны между собой.
____ + ____ + ____ = 12
Задание 7. В двух домиках 10 окон. Сколько окон в каждом из них, если в первом на 2 окна больше, чем во втором?____________________________________
Задание 8. В каждом из 4 углов комнаты сидит кошка.
Напротив каждой из этих кошек сидят три кошки.
Сколько всего в этой комнате кошек?_________________________________
Задание 9. Горело 7 лампочек. 3 из них погасили. Сколько лампочек осталось?____________________________________________________________
Задание 10. На дереве сидели три птички. К ним прилетели ещё две птички. Кот подкрался и схватил одну птичку. Сколько птичек осталось на ветке?___________________________________________________________
Желаем удачи!

Ответы
Задание 1.У трёх братьев по две сестры. Сколько всего детей в семье? Обведи правильный ответ: 5      9        6
Задание 2. Что тяжелее: 1 килограмм ваты или 1 килограмм железа? Обведи правильный ответ: вата         железо         поровну
Задание 3. В пакет можно положить 2 килограмма продуктов. Сколько пакетов должно быть у мамы, если она хочет купить 4 килограмма картошки и дыню массой 1 килограмм? Напиши ответ._______5 пакетов_____________
Задание 4. Поставь знаки + или – , чтобы получилось верное равенство:
7 - 4 + 2 + 5 = 10 10 - 4 + 3 - 8 = 1
Задание 5.У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги сзади,2 ноги спереди. Сколько всего ног у животного?
Напиши ответ:___________4 ноги______
Задание 6. Сумма трёх чётных чисел равна 12. Напиши эти числа, если известно, что слагаемые не равны между собой. __2__ + __4__ + __6__ = 12
Задание 7. В двух домиках 10 окон. Сколько окон в каждом из них, если в первом на 2 окна больше, чем во втором?_____________6 окон, 4 окна
Задание 8. В каждом из 4 углов комнаты сидит кошка.
Напротив каждой из этих кошек сидят три кошки.
Сколько всего в этой комнате кошек?_________4 кошки
Задание 9. Горело 7 лампочек. 3 из них погасили. Сколько лампочек осталось?________7 лампочек
Задание 10. На дереве сидели три птички. К ним прилетели ещё две птички. Кот подкрался и схватил одну птичку. Сколько птичек осталось на ветке? ни одной


Олимпиада по математике для 2 класса.

1.    В классе 21 ученик. Сколько потребуется парт, чтобы рассадить всех учеников?
__________________________________________________________________
2.     Вероника спросила своего брата: « Если сейчас я старше тебя на 4 года, то на сколько лет я буду старше тебя через 5 лет?»
__________________________________________________________________
3.    Боря гостил в деревне неделю и 2 дня. Сколько всего дней гостил Боря в деревне? __________________________________________________
4.    Верёвку разрезали в 5 местах. Сколько частей получилось?


___________________________________________________________________


   Задания, оцениваемые в 2 балла.




5.    Как пирог прямоугольной формы двумя разрезами разделили на 4 части так, чтобы две из них были четырехугольной формы, а две – треугольной.
6.    Назови следующий после 2002 год, который можно читать как слева направо, так и справа налево.
______________________________________________________________
7.    В городе в полдень стоит солнечная погода. Можно ли надеяться, что через 36 часов в городе будет светить солнышко, если пасмурной погоды в ближайшие три дня не ожидается?
        _________________________________________________________
      8.  Дети решили измерить площадку шагами. Олег прошёл вдоль площадки, сделав 15 шагов, Иван -17 шагов, Денис -12 шагов, а Игорь - 14 шагов. Чьи шаги были самые длинные?  Подчеркни.
а)Олега   б)Ивана   в) Дениса   г)Игоря   д) Невозможно определить
                                        Задания, оцениваемые в 3 балла.
9.    Было 9 листов бумаги. Некоторые из них разрезали на три части. Всего стало 15 листов. Сколько листов бумаги разрезали?
________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Лист бумаги сложили пополам три раза, и в сложенном листе мышь прогрызла три сквозные дырки, не попадающие на сгибы. Потом лист развернули. Сколько дырок оказалось на листе? _____________________________________________________________
11. Между некоторыми цифрами поставьте знаки действий и скобки так, чтобы получилось верное равенство.
1   2   3 = 1                    1   2   3   4 = 1
12. Стороны треугольника равны трем последовательно расположенным числам. Периметр его равен 18 см. чему равна каждая сторона треугольника?
_____________________________________________________________
________________________________________________________________
13. Вася хочет написать слово кенгуру. Он начал писать в среду и пишет по одной букве в день. В какой день недели Вася напишет последнюю букву? Подчеркни.
а)понедельник  б) вторник  в) среда  г) четверг  д) пятница
      13. На грядке сидели 6 воробьёв. К ним прилетели ещё 3 воробья. Кот подкрался и схватил одного. Сколько воробьёв осталось на грядке?  ______________
                                    Задания, оцениваемые в 4 балла.
14.    Наташи было задано разделить некоторое число на 4. По ошибке вместо деления она выполнила вычитание и в результате получила число 48. Каков же должен быть правильный ответ?
________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Расставь числа от 2 до 10 так, чтобы этот квадрат стал магическим:
5
6
  8
9
      16. В летнем лагере Алёша решал по 4 задачи в день, а Андрей - по 2 задачи. Алёша решил все задачи за 5 дней.За сколько дней решил эти же задачи Андрей?  Обведи ответ.
а) 4   б) 5   в) 6   г) 8   д) 10
   17.За квадратный стол могут сесть одновременно 4 гнома, по одному с каждой стороны. Для вечеринки 7 таких столиков составили в ряд (вплотную один к другому). Сколько гномов могут сесть за получившийся длинный стол?  Обведи ответ.
а)14   б)16  в)21   г)24    д)20
Ответы:
1.    11 парт.
2.    На  4 года.
3.    9 дней.
4.    6 частей.
5.     
6.    2112
7.     Нет.
8.    Денис.
9.    Разрезали 3 листа.
10.  24 дырки.
11.  (1+2) : 3 = 1                    1 . 2 + 3 – 4 = 1
                                           12:3:4=1
12.  5см, 6 см, 7 см.
13.  1 воробей.
14.  12.
15.  
5
7
3
1
6
8
9
2
4
16.  Д.
17.  Б.
4.Развешивая по одному мокрые полотенца на верёвку, мама всегда закрепляет каждый из обоих уголков полотенца прищепкой. А уголки двух рядом висящих полотенец она всегда закрепляет одной прищепкой. Сегодня она на верёвку повесила 9 полотенец. Сколько прищепок она использовала?  (4 балла)
а) 8   б)10   в)12   г)14   д)16
6.Сколько существует двузначных чисел, у которых цифра десятков меньше,  чем цифра единиц?  (4 балла)
а) 50  б)45  в)36  г)18   д09
7.Рома, Катя. Лиза. Яна и Аня стоят в ряд. Если смотреть слева направо, то Рома стоит после Лизы, а Катя сразу после Яны, но до Ромы. Яна стоит до Лизы, но не стоит первой в ряду. На каком месте, если смотреть слева направо, стоит Аня? (5 баллов)
а) на первом  б) на втором   в) на третьем   г) на четвёртом   д) на пятом
8.На празднике по случаю дня рождения было 2 одинаковых торта.Каждый из них сначала разрезали на четыре равные части. Затем каждую из полученных частей разрезали ещё на три равные кусочка.Каждый из присутствующих съел один кусочек торта. Не съеденными остались три кусочка торта. Сколько человек присутствовало на празднике?  (5 баллов)
а)21  б)27   в)13   г)18   д024
Запиши число 7 четырьмя тройками и знаками действий.
 3  3  3  3=7
Моего отца зовут Сергей Петрович, а моего сына – Алексей Владиславович. Как зовут меня?   _____________________________________
Во дворе гуляли куры и собаки. Мальчик посчитал их лапы, получилось 10 лап. Сколько могло быть кур и сколько собак? __________________________________________________________________
Катя, Галя и Оля, играя, спрятали по игрушке. Они играли с медвежонком, зайчиком и слоником. Известно, что Катя не прятала зайчика, а Оля не прятала ни зайчика, ни медвежонка. У кого какая игрушка?
У Оли_____________    у Кати______________    у Гали ______________
 У Павлика и Даши было поровну конфет. Павлик отдал Даше 2 конфеты. На сколько конфет у Даши стало больше? ____________
Мальчик написал на бумажке число 86, а затем увеличил его на 12, не производя никакой записи. Как он это сделал? _________________________
Сколько треугольников?
Год назад Саше было 6 лет. Сколько лет ему будет через 4 года?  _____
В квадратном зале для танцев поставь вдоль стен 10 кресел так, чтобы у каждой стены  стояло кресел поровну.        
На грядке сидели 6 воробьёв. К ним прилетели ещё 3 воробья. Кот подкрался и схватил одного. Сколько воробьёв осталось на грядке?  ______________
Аня и Маня имеют фамилии Строгова и Добрина. Какую фамилию имеет каждая из девочек, если известно, что Маня и Добрина одноклассницы? ____________________________________________________
Клетка у кроликов была закрыта, но в нижнее отверстие видно было 24 ноги, в верхнее – 12 кроличьих ушей. Так сколько же было в клетке кроликов?
Из чисел 21, 19, 30, 25, 12, 7, 15, 6, 27 подберите такие три числа, сумма которых будет равна 50.
Аня, Женя и Нина за контрольную работу получили разные оценки, но двоек у них не было. Отгадайте, какую оценку получила каждая из девочек, если у Ани не "3”, у Нины не "3” и не "5”
        
         В классе 21 ученик. Сколько потребуется парт, чтобы рассадить всех учеников?


Олимпиада по математике для 3 класса. 
1. Саша решил прогуляться и пошёл по левому берегу ручья. Во время прогулки он три раза переходил этот ручей. На левом или на правом берегу, он оказался?                                                                   (1 балл)
_______________________________________________________________
2. Возраст дедушки выражается наименьшим трёхзначным числом, которое записывается различными цифрами. Сколько лет дедушке?                                                                                                             (1 балл)
_______________________________________________________________
3. Пирог прямоугольной формы двумя разрезами разделили на 4 части так, что две из них были четырёхугольной формы, а две – треугольной.                                                                                          
                                                                                                    (2 балла)
Ответ: 
4. В городе в полдень стоит солнечная погода. Можно ли надеяться, что через 36 часов в городе будет светить солнышко, если пасмурной погоды в ближайшие три дня не ожидается?                                       (2 балла)
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
5.  Рома спросил у мамы, сколько ей лет? Мама ответила: "Если бы число моих лет увеличить на 15, а полученную сумму уменьшить вдвое, то мне бы было 25 лет. Сколько лет маме?                                          (3 балла)
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Расшифруй комбинацию кодового замка:
а) третья цифра на 3 больше, чем первая,
б ) вторая цифра на 2 больше, чем четвёртая,                    (3 балла)
в) сумма всех цифр равна 17,
г) вторая цифра 3.                                                                                                                                                            
______________________________________________________________________________________________________________________________            
7. В коробке находятся белые, чёрные и красные кубики. Всего 50 штук. Белых в 11 раз больше, чем чёрных. Красных меньше белых, но больше чёрных. Сколько красных кубиков находится в коробке?        (4 балла)
______________________________________________________________                                                                                             _______________________________________________________________
                _______________________________________________________________
8. Масса поросёнка и пса 64 кг, барана и поросёнка – тоже 64 кг, а пса и барана – 60 кг. Какова масса поросёнка?                             (4 балла)
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Если бы вчерашний день был завтрашним, то следующий день был бы воскресенье. Какой сегодня день?                                            (5 баллов)
______________________________________________________________________________________________________________________________
10. Маугли попросил пятерых обезьян принести ему орехи. Обезьяны набрали орехов поровну и понесли Маугли. Но по дороге они поссорились, и каждая обезьяна бросила в каждую по одному ореху. В результате они принесли орехов вдвое меньше, чем собрали. Сколько орехов получил Маугли?                                                               (5баллов)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 Ответы к олимпиаде по математике                (3 класс):
1.     На правом берегу.
2.    102 года
3.                               
4.    Нет, т. к. будет ночь
5.    Маме 35 лет.
6.    Код – 5381
7.    Белых – 33, чёрных – 3, красных – 14.
8.    Из первых двух данных следует, что массы пса и барана равны. Тогда    масса    каждого   из    них    по  60 : 2 = 30 кг.   Масса   поросёнка   64 – 30 = 34 кг)
9.    Воскресенье
    10.  Маугли получил 20 орехов.



          Математический вечер
Цели проведения мероприятия:
1.    Активизация и укрепление познавательного интереса к математике как науке, развитие математического кругозора учащихся;
2.    Повышение уровня математической культуры, формирование умения формулировать и излагать мысли, моделировать ситуации;
3.    Воспитание находчивости, любознательности, упорства в достижении цели;
4.    Развитие коммуникативных способностей, умения работать в коллективе .
Оборудование вечера:
1.    Планшеты с высказываниями знаменитых людей о математике;
2.    Интерактивная доска;
3.    Презентация к вечеру;
4.    Слайды.
5.    Карточки с заданиями для участников Математического турнира ;
6.    Газеты с конкурса газет (предлагаются темы: «Великие математики»; «Удивительный мир математики»; «Математика и искусство»; «Математика и науки»; « Думай, считай, решай…» );
7.    Ленты победителей, дипломы;
8.    Секундомеры.
ХОД ВЕЧЕРА:
1-ый ведущий: Добрый вечер, уважаемые друзья!
2-ой ведущий: Добрый вечер, уважаемые гости нашего вечера!
Вместе: Здравствуйте!
1-ый ведущий: Мы рады приветствовать вас в этом зале
2 – ой ведущий: Мы готовы поделиться своими мыслями и суждениями.
1-ый ведущий: Будем рады, если вы будете сотрудничать с нами , помогать нам!
2-ой ведущий: А если захотите, можете спорить с нами , доказывать свою правоту!
1-ый ведущий: Итак, мы сегодня поговорим о математике.
2-ой ведущий: Кто-то скажет: «Вот скукотища!»
1-ый ведущий: А кто-то подумает: « Я её не знаю! Сложная наука! Да и зачем мне она нужна?!»
2-ой ведущий: Не спешите, друзья! Просто давайте представим: математика исчезла! Математика исчезла вся! Сразу! Поверите ли, но мы сразу почувствуем это исчезновение. Подумаете: « Вот даёт!» А вот и почувствуем! Уверяю, вас!
Ну представьте, исчезли цифры. Не правда ли – пустяк! Но сможете ли вы представить мир без цифр и чисел Вы не найдёте нужный дом на улице, не узнаете цену товара , который собрались купить, вы просто – напросто не узнаете в какой автобус вам нужно войти, вы не будете знать время. В общем, вы лишитесь многого из того, что привычно и необходимо современному человеку, а самое главное… вы не сможете пользоваться своими любимыми телефонами!
1-ый ведущий: Более того, без математики не летали бы в космос космические корабли , не работали бы лазеры, не могли бы передаваться на Землю телевизионные изображения, получаемые спутниками.
2-ой ведущий: Явления всей Вселенной подчинены определённым числовым соотношениям. Число – это закон и связь мира. Всё в мире упорядочивается в соответствии с числами и законами математики. Пропорциями определяются законы гармонии. Математика и гармония неразлучны друг с другом. Благозвучные , гармонично звучащие аккорды музыки могут быть получены при помощи соотношения чисел 1 , 2, 3 ,4. Живые существа и многие объекты живой природы созданы по законам симметрии.
1-ый ведущий: Действительно, математика – удивительная наука. Очевидно, следует согласиться с высказыванием Яна Снядецкого: «Математика – царица всех наук. Её возлюбленный – истина. Её наряд – простота и ясность».
ПОЯВЛЯЕТСЯ МУДРЕЦ: Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте! Я –великий маг и волшебник – знаток математики и прочих наук! Я согласен с вами и хочу доказать сидящим в зале, что знание математики позволяют делать настоящие чудеса. Хотите, я не только сосчитаю в уме то, что вы будете считать на калькуляторе, но и угадаю задуманное вами число. Итак, приглашаю на сцену трёх смельчаков, готовых со мной сразиться. Необходимое условие : иметь при себе калькулятор или телефон. Для чистоты эксперимента приглашается независимый эксперт. В его функции входит наблюдение за точностью выполнения заданий. (Эксперт записывает в бланк показания с табло телефона задуманных участниками ) Итак , ПРИСТУПАЕМ
Первый фокус:
Задумайте однозначное число; прибавьте к нему 2; умножьте на 3; отнимите 5; отнимите задуманное число. Назовите полученный ответ. (решается уравнением 4х + 1=результату)
Второй фокус. ( Ничего не спрашивая) Задумать двузначное число; поменять цифры местами; вычесть из большего меньшее; полученную разность сложить с нею же записанной наоборот ( ничего не спрашивая, сообщается результат = 99 )
Третий фокус. Усложним задание: задумайте ТРЁХЗНАЧНОЕ число; умножьте его на 37; полученный результат умножьте на 27; прибавьте удвоенное первоначальное число; покажите результат (результат находится делением полученного числа на 1001 )
(Возможно при заинтересованности зала проведение четвёртого фокуса.)
Четвёртый фокус. Два участника задумывают одинаковое число; первый умножает число на 27, потом на 37; второй- умножает на13, потом на 77; два полученных шестизначных числа складываются и сообщается ответ ( достаточно разделить полученное число на 2000, чтобы получить задуманное число)
1-ый ведущий: (К ЗАЛУ) Есть предложение провести ТУРНИР МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СМЕКАЛКИ, чтобы выявить самого «математичного» математика нашего колледжа. Нет возражений?! Тогда приглашаем на сцену по три участника от каждой группы.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ТУРНИРА И ВРУЧЕНИЕ ЗАДАНИЙ.
На карточках задания-задачи)
Задача № 1
Для нумерации страниц в книге наборщик использовал 2529 литер с цифрами на каждой литере. (нумерация от 1 ). Сколько страниц в книге (879 стр.)
Задача № 2.
На ферме выращивают кроликов и фазанов, всего вместе у них 740 голов и1980 ног. Сколько кроликов и сколько фазанов на ферме (250 кроликов,490 фазанов )
Задача №3.
В коробке 242 бриллианта, но только один настоящий, а остальные фальшивые. Настоящий бриллиант тяжелее фальшивого . Как при помощи чашечных весов без разновесов и гирь найти настоящий бриллиант.
(Учитывать наименьшее количество взвешиваний (5) при делении количества бриллиантов на 3 части)
РАБОТА С ЗАЛОМ.
2-ой ведущий: Можете ли вы себе представить ,что с помощью математики можно точно вычислить события , произошедшие с отдельным человеком много веков назад. История сохранила нам мало черт биографии замечательного древнего математика Диофанта. Всё, что о нём известно, почерпнуто из записи на его гробницы – надписи, составленные в форме математической задачи.
(РИС № 1)
Подведение итогов выполнения заданий командами.
2-ой ведущий: Объявляется Блиц – турнир! Условия турнира: за самое короткое время дать наибольшее число правильных ответов. (Вопросы турнира читаются очень быстро).
1-ый ведущий: Вопросы для первой команды:
1.    Как называется прибор для измерения отрезков? (линейка)
2.    Сколько минут в часе? (60 минут)
3.    Как называется результат сложения? (сумма)
4.    Отрезок, соединяющий точку окружности с центром? (радиус)
5.    Прибор для измерения углов? (транспортир)
6.    Наименьшее трёхзначное число? (100)
7.    Тройка пробежала 30 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь? (30 км)
8.    Назовите модуль числа ? (6)
9.    Часть прямой, ограниченный двумя точками? (отрезок)
10. Сколько козлят было у многодетной козы? (7)
11. Одна сотая часть числа? (1
12. Третий месяц летних каникул? (август)
13. Другое название независимой переменной? (аргумент)
14. Треугольник, у которого две стороны равны? (равнобедренный)
15. Отрезок, выходящий из вершины треугольника, делящий противоположную сторону пополам? (медиана)
16. 50 разделите на половину? (сто)
17. Прямоугольник, у которого все стороны равны? (квадрат)
18. Сумма всех сторон многоугольника? (периметр)
19. Утверждение требующее доказательства? (теорема)
20. Назовите число, «разделяющее» положительные и отрицательные числа? (0)
Вопросы для второй команды:
1.    Сколько секунд в минуте? (60 сек.)
2.    Как называется результат умножения? (произведение)
3.    Угол, равный 180? (развёрнутый)
4.    Наибольшее трёхзначное число? (999)
5.    Число, обращающее уравнение в верное равенство? (корень)
6.    Модуль числа ? (4)
7.    Друг игрека? (х)
8.    Последний месяц учебного года? (май)
9.    День недели, предшествующий пятнице? (четверг)
10. Направленный отрезок? (вектор)
11. Отрезок, соединяющий любые две точки окружности? (хорда)
12. Сколько сторон у квадрата? (четыре)
13. Единица измерения углов? (градус)
14. Какие прямые пересекаются под прямым углом? (перпендикулярные)
15. Как называются равные стороны в равнобедренном треугольнике? (боковые)
16. Как найти неизвестный множитель? (произведение разделить на известный множитель)
17. Одна шестидесятая часть градуса? (минута)
18. Фигура, образованная двумя лучами с общим началом? (угол)
19. Самая большая хорда в круге? (диаметр)
20. Простейшее геометрическое понятие? (точка)
Вопросы для третьей команды:
1.    Сколько месяцев в году? (12)
2.    Как называется результат деления? (частное)
3.    Угол равный 90 (прямой)
4.    56:7? (8)
5.    Наибольшее однозначное число? (9)
6.    Количество высот в треугольнике? (3)
7.    Самая низкая оценка в школе? (1)
8.    Зайцы пиля бревно, сделали 10 распилов. Сколько получилось чурбаков? (11)
9.    Одно яйцо варится 4 минуты. Сколько минут нужно варить 5 яиц? (4)
10. Число, на которое нельзя делить? (0)
11. Число противоположное (-4)? (4)
12. На какое наибольшее число делится без остатка любое число? (само на себя)
13. Объём килограмма воды? (1 литр)
14. Как называется равенство с переменной? (уравнение)
15. Как найти неизвестное делимое? (частное разделить на делитель)
16. Чему равна одна сотая часть км? (10 метров)
17. Курица, когда стоит на одной ноге весит 3 кг. Сколько будет весит курица, если она будет стоять на двух ногах? (3 кг)
18. Свойство вертикальных углов? (вертикальные углы равны)
19. Сколько получится, если сложить наибольшее трёхзначное и наименьшее однозначное натуральные числа? (1000)
20. Чему равно значение числа ? (3,14)
Пока жюри подводят итоги, проведённого конкурса, с залом работает «Маг и Волшебник».
«Мудрец: Сегодня вы показали некоторые знания математики, но уверяю вас некоторые не смогут решить задачи на вычисление в пределах 10. Улыбаетесь?! Не верите?! Я прошу быстро отвечать в рифму, громко на мои вопросы. Итак, все вместе!
1.Варит отлично моя голова, пять плюс один получается… (не 2, а 6)
2.Вышел зайчик погулять, лап у зайца ровно … (не 5, а 4)
3.Ходит в народе такая молва шесть минус 3 получается… (не 2, а 3)
4.Говорил учитель Ире, что два больше, чем … (не 4, а 1)
5.Отличник тетрадкой своею гордится: внизу под диктантом стоит… (не 1, а 5)
6.На уроках будешь спать, за ответ получишь … (не 5, а 2)
7.Мышь считает дырки в сыре: три плюс два всего… (не 4, а 5)
1-ый ведущий: Слово предоставляется председателю жюри…..
(Председатель жюри подводит итоги конкурса. Производится награждение активных участников).
Заключение.
1.    - ый, 2 – ой ведущие и Мудрец благодарят присутствующих за участие в вечере и прощаются с ними).


Мероприятия по внеурочной деятельности
Тема: «Математический турнир»
Форма занятияигровая
Цель: создание условий для формирования устойчивого интереса у учащихся к изучению предмета математики.
Задачи: 
Обучающие: обучение математике через игру.
Развивающие: развитие внимания, памяти и мышления, смекалки;
развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.
Воспитывающие:
воспитание чувства уважения к соперникам;
помощь в организации разумного досуга;
упрочение контактов среди учащихся школы на основе доброжелательных отношений, взаимовыручки и взаимопонимания.
Ход мероприятия:
Организационный момент.
- Уважаемые участники встречи! Я рада приветствовать вас на большой игре «Математический турнир».
Сказка о царстве наук:  Давным - давно существовало царство наук. Царем там было Естествознание, царицей – Математика, царевной – Литература. И много слуг прислуживало царской семье.
Однажды Царица поссорилась со своим царем. «Ах, так, - воскликнула она, - попробуйте  обойтись без меня. В сердцах хлопнула дверью и умчалась в другую страну.
Сначала все вздохнули с облегчением. Но вскоре начался настоящий переполох. Оказалось, что Литература не может пронумеровать главы, части и страницы в романах и поэмах. Естествознание сбилось со счета планет в Галактике, дней, месяцев и недель  в году. История не может установить точные даты событий, география – вычислить расстояние между городами, строители не могут возвести новый замок, а повар не знает, как взвесить продукты для приготовления обеда. Никто не смог обойтись без Математики.
Тогда послали гонцов по всему свету, отыскали Математику и попросили ее вернуться назад в царство наук.  Математика вернулась в свою страну, и  с тех пор в науках воцарился порядок.
И сегодня мы проверим, как вы знаете науку «Математику», кто хочет учиться с увлечением, кто любит тайны, загадки, приключения, кто любознателен, трудолюбив и настойчив!
Сегодня состоится встреча двух команд. Команда «Квадрат» и команда «Треугольник». За каждый правильный ответ дается жетон. У какой команды жетонов окажется больше, тот и становится победителем.

Команде «Треугольник»
Я шлю большой привет!
Желаю вам сегодня
Красивейших побед!
Желаю вам успеха
В решении задач,
И юмора и смеха
И всяческих удач.
А вы, «Квадраты» не теряйтесь
И почаще улыбайтесь
К вам тогда придет успех,
Пусть он радует вас всех.
- Поаплодируем командам и под дружные аплодисменты начинаем нашу игру!
1 конкурс «Разминка для ума. Хитрые вопросы и загадки»
(Вопросы задаются командам по очереди. Если команда не даёт правильный ответ, право ответа получает другая команда, зарабатывая дополнительный жетон).

2кл. В каком числе столько же цифр, сколько букв? (100)
3 кл. Если у стола отпилить один угол, то сколько углов останется? (Пять).
2 кл. Летела стая гусей. Один гусь сел на пруд. Сколько гусей осталось? (1)
3 кл. Гусь весит 3 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу? (3 кг).
2 кл. Поле пахали 6 тракторов, 2 из них остановились. Сколько тракторов в поле? (6).
3 кл. В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки сидят
по 3 кошки. Сколько всего кошек в комнате? (4)
2 кл. Иру спросили: «Сколько учеников у вас в классе?» Ира ответила: «Это число
меньше 26, но больше 23 и является четным». Сколько учеников в классе
и Иры? (24)
3 кл. Несла Дуня в решете 12 яблок, а дно упало. Сколько яблок в решете осталось?
( Ни одного: ведь дно упало).
3 кл. У семерых братьев по одной сестре. Много ли детей в семье? (8)
2 кл. Юра после прогулки рассказал: «У озера я видел жука, 3 гусей, 2 уток
и 4 стрекозы». Сколько птиц видел Юра? (5)

2 конкурс «Продолжи пословицу».
Каждой команде даются листочки с незаконченными пословицами, которые они должны продолжить. Каждая из этих пословиц содержит число.
Жить в четырех … стенах.
Ноль без … палочки.
Два сапога - … пара.
Лук от семи … недуг.
Одна голова - хорошо, а две - … лучше.
От горшка два … вершка.
Уплетать за обе … щеки.
В трех соснах … заблудился.
Век живи – век … учись.
Двое дерутся, третий … не лезь.
Палка о двух … концах.
Скупой платит … дважды.
3 конкурс «Математические загадки»
Загадки про математические принадлежности, про знаки математических действий, загадки о геометрических фигурах.

* * *
Отрезки, прямые
Черти с ней скорее!
Поля без труда
Проведет вам... (линейка)
* * *
Три стороны и три угла.
И знает каждый школьник:
Фигура называется,
Конечно, ... (треугольник)
* * *
Чтобы сумму получить,
Нужно два числа... (сложить)
* * *
Если что-то забираем,
Числа, дети…..(вычитаем)
* * *
Если больше раз так в пять,
Числа будем... (умножать)
* * *
Если меньше, стало быть,
Числа будем мы... (делить)
Физминутка:
БЫСТРО все ребята встали
Руки БЫСТРО вверх подняли.
БЫСТРО хлопнули 5 раз.
А теперь морганье глаз:
БЫСТРО-БЫСТРО поморгали
И… ногами постучали.
БЫСТРО влево наклонились
И сейчас же распрямились!
Вправо-влево 10 раз –
Отдохнул уставший класс…
Как синички полетели
И за парты тихо сели!
встать, руки на поясе
поднять руки вверх
5 хлопков руками
поморгать глазами 3-4 сек.
потопать ногами 3-4 сек.
наклон влево
встать прямо
наклоны влево-вправо по 5 раз
в каждую сторону
бег на месте, махая руками
сесть за парты


4 конкурс «Назовите 5 отличий».
5 конкурс «Математические загадки — пословицы»
В предложенных поговорках встречаются пропущенные числа, которые вы должны вставить. Кто правильно вставит эти числа и затем сложит их, то в сумме получит 23.

1.Наврал с … короба. 2. У него … пятниц на неделе. 3. … раз отмерь, … раз отрежь. 4. Обещанного … года ждут. 5. … сапога – пара. (Ответ: 3 + 7 + 7+ 1 + 3 + 2 = 23)


Гимнастика для глаз:
Описание: https://arhivurokov.ru/intolimp/html/2017/03/13/i_58c676c1ed87a/phpt2hteu_matemat-turnir_1.jpeg
6 конкурс «Разгадай ребус»
- Каждая команда получает карточки с ребусами. 2 минуты на разгадывание

Описание: https://arhivurokov.ru/intolimp/html/2017/03/13/i_58c676c1ed87a/phpt2hteu_matemat-turnir_2.pngугол Описание: https://arhivurokov.ru/intolimp/html/2017/03/13/i_58c676c1ed87a/phpt2hteu_matemat-turnir_3.png отрезок Описание: https://arhivurokov.ru/intolimp/html/2017/03/13/i_58c676c1ed87a/phpt2hteu_matemat-turnir_4.png квадрат


Описание: https://arhivurokov.ru/intolimp/html/2017/03/13/i_58c676c1ed87a/phpt2hteu_matemat-turnir_5.jpeg пример Описание: https://arhivurokov.ru/intolimp/html/2017/03/13/i_58c676c1ed87a/phpt2hteu_matemat-turnir_6.jpegпериметр


Описание: https://arhivurokov.ru/intolimp/html/2017/03/13/i_58c676c1ed87a/phpt2hteu_matemat-turnir_7.jpeg квадрат Описание: https://arhivurokov.ru/intolimp/html/2017/03/13/i_58c676c1ed87a/phpt2hteu_matemat-turnir_8.jpegлинейка
Описание: https://arhivurokov.ru/intolimp/html/2017/03/13/i_58c676c1ed87a/phpt2hteu_matemat-turnir_9.pngциркуль Описание: https://arhivurokov.ru/intolimp/html/2017/03/13/i_58c676c1ed87a/phpt2hteu_matemat-turnir_10.pngточка


7 конкурс «Танграм»
- А знаете ли вы, что такое танграм? Это несложная головоломка для детей на развитие логического мышления. В этой игре есть два правила. Первое — необходимо использовать все семь фигур. Второе — фигуры не должны перекрываться между собой. Ваша задача вырезать из квадрата геометрические фигуры, собрать из них модель и приклеить аккуратно его на бумагу.
Описание: https://arhivurokov.ru/intolimp/html/2017/03/13/i_58c676c1ed87a/phpt2hteu_matemat-turnir_11.jpeg Описание: https://arhivurokov.ru/intolimp/html/2017/03/13/i_58c676c1ed87a/phpt2hteu_matemat-turnir_12.jpeg

Подведение итогов.
Вот закончилась игра,
Результат узнать пора
Кто же лучше всех трудился,
В математической игре отличился?

Подводятся итоги игры. Подсчитываются жетоны.

Рефлексия.
Выбираются жетоны с числами, расставляются в порядке возрастания чисел, переворачиваются буквами вверх: «Молодцы, спасибо за игру!»
Награждаются медальками «Молодец!»
Игры по математике
Дидактические игры на уроках математики.

1.Бабочки.
Дидактическая цель. Закреплять приемы прибавления и вычитания
Оборудование. Рисунки бабочек и цветов.
Содержание. На доске цветы с числом, бабочки группой на другой части доски. Детям предлагают отгадать, на какой цветок сядет бабочка. Для этого они читают примеры на обратной стороне рисунков бабочек и считают его, затем сажают бабочек на цветы.

2. Математический футбол.
Дидактическая цель. Формировать навыки сложения и вычитания в пределах 20, 100, 1000 или умножения и деления.
Оборудование. Картинки ворот, мячей с примерами.
Содержание. На доске ворота, дети разделились на 2 команды. Выбегают по очереди, берут мяч, с обратной стороны написан пример, если решил правильно – то забил гол. Побеждает тот, кто считает без ошибок и больше забил мячей.

3. Математическая рыбалка.
Дидактическая цель. Формировать и закреплять навыки устного счета в 1-4 классах.
Оборудование. Рыбки и рыбак
Содержание. Играют команды, по очереди берут рыбку и решают пример. Решил правильно - поймал рыбку. Кто больше наловит.
Можно примеры писать с обратной стороны рыбок.

4. Новогодняя елочка
Оборудование. Елочка, картинки Деда Мороза и Снегурочки, елочные игрушки.
Цель. Отработка и проверка навыка счета.
Содержание. Ученик Снегурочке помогает наряжать елку, если правильно решает пример, записанный на обратной стороне игрушки.

5. Поезд.
Дидактическая цель. Закрепить порядковое значение числа.
Оборудование. Картинки поезда, вагонов, карточки с числами от 1 до20.
Содержание. На доске поезд, вагоны расставлены в беспорядке. Детям объявляют, что числа заблудились. Дети расставляют цифры, обозначающие числа второго десятка.

6. Угадай.
Дидактическая цель. Закрепить знание состава чисел первого десятка.
Содержание. Учитель говорит, что задумала 2 числа, сложила их, получилось 5. Какие числа сложила? Дети: 0 и 5, 5 и 0, 4 и 1, 1 и 4, 2 и 3, 3 и 2. На первом этапе дети иллюстрируют состав чисел на палочках, на геометрических фигурах.

7. Наоборот.
Дидактическая цель. Развивать речь детей, закреплять понятия толстый, тонкий, широкий, узкий и т. д.
Содержание. Учитель говорит слово, а ребенок противоположное ему. Учитель не называет имен, а бросает мяч.
Дополнение.
Дидактическая цель. Развивать речь детей, включать в активный словарь математические термины.
Оборудование. Рисунки ракеты, самолета, вертолета, птицы, бабочки.
Содержание. Учитель на доске размещает картинки сверху вниз. Разъясняет детям, что надо продолжить предложение (Высоко в небе летит …,ниже ракеты летит …. Самолет летит выше …, ниже вертолета летит …)

8. Составим цветок.
Дидактическая цель. Закрепление состава чисел первого десятка.
Оборудование. лепестки с примерами; стебель с листом, на котором число.
Содержание игры. На доску крепят стебли с листом. Лепестки лежат на столе. Выходит ученик и берет лепесток, читает пример разными способами, решает устно и прикрепляет к нужному стеблю. Играют дети по командам: сколько цветов, столько команд.

9. Лучший космонавт.
Дидактическая цель. Формирование навыков сложения и вычитания.
Содержание игры. Учитель на доске рисует 10 ракет с номерами от 1 до 10. Вызываются сразу 11 учеников. Вокруг стола, где разложены карточки с примерами, дети идут, взявшись за руки, и декламируют: «Ждут нас быстрые ракеты На такую полетим! Для прогулок по планетам. Но в игре один секрет: На какую захотим, Опоздавшим места нет». Как только сказано последнее слово, учитель выдает каждому ученику карточки с примерами, шифрующими номер ракеты, на которой полетит космонавт. Дети решают примеры, определяя номер своей ракеты, и пишут пример под соответствующим номером ракеты.

10. Составь круговые примеры.
Дидактическая цель. Составление примеров, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера.
Содержание игры. Учащиеся составляют примеры с ответом, равным первому компоненту следующего примера. Например, на доске даны следующие записи: 7-5=2 2+6=8 8+2=10 10-8=2 Учащиеся составляют цепочку примеров по заданному правилу. Игру можно проводить в любом классе, усложняя задания.

11. Почтальон.
Дидактическая цель. Закрепление приемов умножения и деления (табличные случаи).Оборудование: Рисунки домиков, карточки с примерами.
Содержание игры. Учитель вызывает к доске учеников, они выбирают карточку с примером, решают, указывают номер дома, квартиры, куда отправлено письмо.

12. Математическая эстафета.
Дидактическая цель. Обучение навыкам быстрого счёта.
Содержание игры. Класс разбивается на команды. Для каждой команды учитель пишет примеры. Одновременно от каждой команды к доске вызывается по одному ученику. Их задача состоит в том, чтобы правильно и быстро решить соответствующий пример и передать эстафету своему товарищу. Игра продолжается до тех пор, пока ученики каждой команды решат все примеры. Побеждает та команда, которая раньше других правильно решит примеры

13. Молчанка.
Дидактическая цельЗакрепление навыков устного счёта.
Содержание игры. На доске или карточке записаны числа по кругу, а в центре знак действия. Учитель молча показывает на два числа и на кого-то из учащихся. Тот должен выполнить с ними определённое действие и назвать ответ. Остальные сигнализируют о правильности решения.

 14«Мальчики – Девочки»
Дидактическая цель. Развитие внимания, быстроты мыслительных операций, памяти.
Содержание игры. По щелчку на экране появляются кружки разного цвета с примерами.
Задание: Если кружок синего цвета, то ответ хором называют мальчики, если красного – девочки. Выигрывают, те кто меньше допустил ошибок. Если кружок другого цвета , в классе тишина.

15. «Математическая тучка»
Дидактическая цель. Развитие внимания, зрительного восприятия, закрепление учебного материала с помощью игровой мотивации.
Содержание игры. На экране изображение тучки и капельки с числом.
Задание: Дети по вызову учителя выходят к доске и подбирают к тучке пару капельку с таким же числом. Нужно навести курсор на нужную капельку и щёлкнуть.

16. «Освободи птичку»
Дидактическая цель. Обобщение знания чисел от 21 до 100.
Содержание игры. Птички находятся в клетке и учитель предлагает детям выпустить их на волю, но для этого нужно выполнить задание. Учащиеся берут птичку из клетки и с обратной стороны читают задание (например, посчитай десятками до 60, назови число, в которых 2 дес., и 6 ед., и.т.п). Если ученик правильно ответит на вопрос, то птичка летит (переставляется) на дерево, если нет, то возвращается обратно в клетку.

17. Найди и назови.
Дидактическая цель. Закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.
Содержание игры. На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д.

18. Только одно свойство.
Дидактическая цель. зЗкрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её.
Содержание игры. У двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино.

19. Назови число.
Содержание игры. Играющие становятся друг против друга. Взрослый с мячом в руках бросает мяч и называет любое число, например 7. Ребёнок должен поймать мяч и назвать смежные числа – 6 и 8 (сначала меньшее).

20. «Живой уголок»
Дидактическая цель. Ознакомление детей с приемом образования чисел при одновременном закреплении пространственной ориентации, понятий «больше», «меньше».
Содержание игры. Учитель говорит: «В нашем живом уголке живут кролики: серый и белый, кролики грызут морковь. Сколько кроликов грызут морковь? (два, ответ фиксируется показом цифры 2). Назовите, какие кролики грызут морковь? (серый и белый). К ним прибежал еще один кролик. Что изменилось? (кроликов стало больше) Сколько кроликов теперь едят морковь? (три, ответ фиксируется показом цифры 3) Перечисли их (один белый и еще один белый, и еще один серый, всего три). Каких кроликов больше, белых или серых? (белых) Почему их больше? (их два, а два это один и один). Почему 2>1? (два идет при счете после числа 1). Аналогично можно рассматривать образование последующих чисел.
21. «Хлопки»
Содержание игры. Учитель на магнитном моделеграфе размещает по секторам от 1 до 10 рисунков. Открывая по очереди сектор за сектором, предлагает сосчитать число рисунков и по его сигналу похлопать столько же раз, сколько открыто рисунков, и показать нужную цифру. (Учитель задает ритм хлопков).
22. «Числа, бегущие навстречу друг другу»
Дидактическая цель. Знакомство с составом числа 10.
Содержание игры. Учитель предлагает детям записать в тетради числа от 1 до 10 по порядку и дугами показать два числа, которые бегут навстречу друг другу, образуя в сумме число 10. Затем просит записать примеры на сложение с этими числами.
Например:
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
0 +10 = 10 - 10 + 0 = 10
1 + 9 = 10 - 9 + 1 = 10
Учитель спрашивает: «Что интересного вы заметили при составлении примеров? Дети отвечают, что числа, стоящие на одинаковых местах справа и слева в числовом ряду, составляют в сумме число 10»


23. «Математическая эстафета»
Дидактическая цель. Ознакомление с образованием чисел из десятка и единиц.
Оборудование. 10 кругов и 10 треугольников из приложенных к учебнику математики для 1 класса.
Содержание игры. Учитель делит класс на 3 команды по рядам и проводит игру-соревнование. Первый ученик из первой команды иллюстрирует число с помощью кругов и треугольников, второй из этой же команды называет обозначенной число, третий – его состав, четвертый показывает число на карточках. Аналогичные упражнения выполняют из второй и третий команд. Победит та команда, которая не допустит ни одной ошибки или допустит меньшее их число.


24. «Подарки Петрушки» ( состав чисел первого десятка)
Дидактическая цель. Ознакомить с составом числа 5.
Оборудование. Иллюстрации Петрушки, Незнайки и Веселого Карандаша; воздушные шары, вырезанные из цветного картона.
Содержание игры. Учитель сообщает, что на урок в гости пришел Петрушка с воздушными шарами и с ним пришли его друзья. Незнайка и Веселый Карандаш (на доску крепятся иллюстрации с изображением сказочных героев). Петрушка решил подарить шары Незнайке и Веселому Карандашу. Как он может подарить их? Дети перечисляют возможные варианты состава числа пять и иллюстрируют у доски и после записывают в тетрадь. В конце игры наиболее активные дети поощряются.


25. «Цепочка»
Содержание игры. Учитель выставляет для каждого ряда (команды) на подставку доски карточки, изображающие числа вида:
Описание: hello_html_m433fe512.jpg
Учащиеся каждого ряда (команда) считают единицы каждого разряда и по цепочке называют проиллюстрированные числа (сначала ученик первой, потом второй и третьей команды). Потом учитель ставит другие карточки, иллюстрирующие числа второго десятка и ученики по цепочке называют их. Игра продолжается аналогично. Выигрывает команда, которая допустит меньше ошибок в образовании двузначных чисел. Для подведения итогов игры учитель отмечает в таблице звездочками правильные ответы учащихся.


26. «Контролеры»
Дидактическая цель. Закрепление знания состава чисел первого десятка.
Содержание игры. Учитель распределяет детей на две команды. Два контролера у доски следят за правильность ответов: один – первой команды, второй - другой команды. По сигналу учителя ученики первой команды делают несколько ритмических наклонов вправо, влево и считают про себя. По сигналу учителя они называют хором число наклонов первой команды до заданного числа и ведут счет про себя (например, 6 – прибавил, 1,7 – прибавил 2,8 – прибавил 3). Затем они называют число выполненных наклонов. По числу наклонов, выполненных учениками 1 и 2 группы, и называется состав числа. Учитель говорит: «Восемь – это…», ученики продолжают: «Пять и четыре». Контролеры показывают зеленые круги в правой руке, если согласны с ответом, красный - если нет. В случае ошибки упражнение повторяется. Потом учитель предлагает детям второй команды по сигналу делают несколько приседаний, а ученики первой команды дополняют приседания до заданного числа. Называется состав числа. Аналогично анализируется состав чисел на основе хлопков.
Данная игра не только систематизирует знания учеников, но и несет элементы физической разгрузки, т.к. использует физкультурные упражнения.
27. Сколько палочек в другой руке?
Дидактическая цель. Закрепление знания десятичного состава двузначного чисел.
Оборудование. Набор отдельных палочек и пучков палочек.
Содержание игры. Вызванный ученик берет пучок палочек в одну руку, а отдельные палочки – в другую руку и показывает их классу. Дети угадывают их количество и показывают карточку с соответствующим числом.
Затем задание усложняется: надо угадать, сколько отдельных палочек в руке, если в другой – пучок, и составить пример на сложение. Например, ученик взял 15 палочек, положив пучок из 10 палочек в правую руку и 5 отдельных палочек в левую. Дети составляют пример на сложение 10+5=15
28. «Стук-стук»
Дидактическая цель. Закрепление знания по нумерации чисел в пределах 20.
Оборудование.. На доске изображена таблица с двумя разрядами:
Содержание игры. Учитель молча стучит указкой один раз в разряде десятков и несколько раз в разряде единиц. Дети внимательно слушают и показывают учителю соответствующее число на карточке с цифрами.


29. «Назови соседей числа»
Дидактическая цель. Эта игра дает возможность каждое число первой сотни рассматривать не изолированно, а в связи с предыдущим и последующим числом.
Оборудование . Мяч или два мяча – большой и маленький (или разного цвета).
Содержание игры. Учитель бросает мяч то одному, тот другому участнику игры, а те, возвращая мяч, отвечают на вопрос учителя. Бросая мяч, учитель называет какое-либо число, например двадцать один, играющий должен назвать смежные числа –20 и 22 (обязательно сначала меньшее, потом большее).
Возможен и другой, более сложный вариант игры. Возвращая мяч, играющий должен сначала отнять от названного учителем числа единицу, потом прибавить к нему полученную разность. Например, учитель назвал число 11, а играющий должен назвать числа 10 (11-1=10) и 21 (11+10=21).
Эту игру можно провести с двумя мячами: большим и маленьким (или разного цвета). Когда учитель бросает большой мяч, то отвечающий должен, к примеру, прибавить 9 и вернуть мяч обратно, а когда маленький – то отнять 3. Здесь дети не только считают, но и развивают внимание, чтобы не перепутать действия.


30.«Кто быстрей сосчитает?» Игра развивает зоркость, внимание.
Содержание игры. На доске вывешиваются два одинаковых плаката, на которых записаны в произвольном порядке числа. Например, от 61 до 90 (от 11 до 30 и т.п.). Например, требуется назвать и указать на таблице по порядку все числа от 61 до 90. Можно соревноваться и двумя командами, по одному человеку от каждой. Затем победители соревнуются между собой и определяется лучший счетчик.
Примерный вид плаката:
31.«Загадка»
Дидактическая цель. Закрепить нумерацию чисел в пределах 100; десятичный состав числа.
Содержание игры. Учитель загадывает загадку «Серебристая пила в небе ниточку вила. Кто же смелый нитью белой небо шил, да поспешил: хвост у нитки распушил?». Замени число десятками и единицами и в таблице найди буквы. Прочитайте слово и запишите его.
Ответ: летчик.
32.«Гном»
Дидактическая цель. Закрепить умение детей заменять двузначное число суммой его разрядных слагаемых.
Содержание игры. Помоги гному найти дорогу к дому. Куда идти: вперед или назад – об этом числа говорят. Замени каждое число суммой разрядных слагаемых и в таблице найди букву. Составь слово, прочитай.
Ответ: вперед.

Математическая викторина для школьников
1.    ■ Какая фигура не имеет углов? Ответ: Круг.
2.    ■ Что составляют вместе 12 месяцев? Ответ: Год.
3.    ■ Сколько знаков в китайской пишущей машинке? Ответ: Пять тысяч.
4.    ■ Какая азбука состоит из двух знаков? Ответ: Азбука Морзе (тире и точка).
5.    ■ Винни-Пух и Пятачок нашли по одному грибу, причем Винни-Пух сделал это раньше, чем Пятачок. Который по счету гриб нашел каждый из них? Ответ: Винни-Пух — первый гриб, Пятачок — второй.
6.    ■ Сколькими цифрами обходились римляне? Ответ: Семью (I — 1.V — 5,Х — 10, L — 50, С — 100, D -500, М — 1000).
7.    ■ В каком числе столько же букв, сколько и цифр? Ответ: В числе 100.
8.    ■ У меня в сумке три килограмма конфет, а у моего друга — три килограмма ваты. У кого груз тяжелее? Ответ: Груз одинакового веса.
9.    ■ Чему равно произведение всех чисел? Ответ: Нулю.
10. ■ Как спортивный шест превратить в число? Ответ: Шест + ь = = шесть.
11. ■ Вспомните популярную детскую сказку про репку, которую хотя и с большим трудом, но вытянули. Сколько глаз увидели этот овощ? Ответ: 12 глаз.
12. ■ Какие два числа, если их перемножить, дают столько же, сколько получается при их сложении? Ответ: 2x2= 4, 2 + 2=4.
13. ■ Можно ли сказать: «Большая половина зимы была морозной?».Ответ: Нет, половины всегда одинаковые.
14. ■ В магазине стоит очередь. Один и тот же человек оказался пятым с конца и третьим с начала. Сколько всего человек в очереди? Ответ: Семь человек.
15. ■ Когда мы смотрим на цифру 1, а говорим «пять»? Ответ: Когда смотрим на часы и говорим «пять минут».
16. ■ На дне рождении шоколадный рулет разрезали на десять частей. Сколько разрезов потребовалось для этого? Ответ: Девять разрезов.
17. ■ Двое играли в шахматы 2 часа. Сколько всего времени сыграл каждый? Ответ: 2 часа.
18. ■ Яйцо варится вкрутую четыре минуты. Если бросить пять яиц в кипящую воду в восемь часов, когда можно выключить газовую плиту? Ответ: В 8 часов 4 минуты.
19. ■ Тройка лошадей проскакала 6 часов. Сколько часов проскакала одна лошадь? Ответ: 6 часов.
20. ■ У Маши живет несколько собак. После прогулки в ненастную погоду она помыла 12 лап. Сколько собак у Маши? Ответ: Три собаки.
21. ■ Если шоссе длиннее аллеи, то что из них короче? Ответ: Аллея.
22. ■ На тарелке яблок намного больше, чем апельсинов, и немного меньше, чем груш. Каких фруктов меньше всего и больше всего? Ответ: Яблок больше, апельсинов меньше.
23. ■ Ниф-Ниф старше Наф-Нафа, а Наф-Наф — Нуф- Нуфа. Кто моложе всех? Ответ: Нуф-Нуф.
24. ■ Если собрать с дуба, клена, ясеня и осины по три листа, то сколько листьев будет в осеннем букете? Ответ: 12 листьев.
25. ■ В корзине и в пакете было ровно по пять яблок. Из корзины в пакет переложили два апельсина. На сколько меньше груш стало в корзине? Ответ: Нет решения задачи.
26. ■ Торт разрезали на четыре одинаковые части, а потом каждую часть разрезали на две одинаковые части. На сколько человек хватит торта, если каждому положить на блюдце по одному куску? Ответ: На 8 человек.
27. ■ Сестра и брат получили по пять пирожных. Сестра съела три, а брат четыре вкусных лакомства. У кого пирожных осталось больше? Ответ: У сестры.
28. ■ После фигурного катания спортсмены разделись и оставили в раздевалке десять коньков. Сколько фигуристов тренировалось на катке? Ответ: 5 человек.
29. ■ С утра температура воздуха была минус 9 °С, а затем потеплело на семь градусов, то положительной ли стала температура воздуха к полудню? Ответ: Нет.
30. ■ Верите ли вы, что если любое число между 10 и 99 написать подряд трижды, то результат будет делиться на 7 без остатка? Ответ: Да, например, 323 232 : 7 = 46 176.



МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ
ПОЧЕМУ ОДНОМУ ПЛОХО?
Однажды цифра 1 увидела в лесу зайчонка и сказала ему:
— Из всех лесных зверей только у тебя длинные ушки, значит, ты один
такой длинноухий.
— Я не один, — возразил зайчонок, — у меня много братьев.
Пошла цифра 1 дальше, увидела белочку и похвалила ее:
— Во всем лесу только у тебя одной пушистый хвостик, значит, ты одна
такая красивая.
— Я не одна, — не согласилась белочка. — У меня много друзей бельчат.
Тут на поляну вышел медвежонок и запел: «Всех сильнее медведь
в лесу».
— Ты один такой сильный зверь в лесу, — восхитилась цифра 1.
— Да, я один сынок у мамы, и я сильнее всех, — важно ответил медвежонок. Завтра у меня день рождения, и мне исполняется один год.
— Поздравляю! — воскликнула цифра 1, — надеюсь, ты будешь праздновать день рождения один и все угощение съешь сам?
— Одному плохо, — заревел медвежонок. — С кем я буду в прятки играть и песни петь? Это плохой праздник, если ты один.
Мама медведица услышала плач сыночка и тут же прибежала. Она дала медвежонку корзину с малиной и ласково сказала:
— Ты не будешь один, если пригласишь на свой праздник других зверей.
Медвежонок взял малину и пошёл по лесу, весело распевая песню:
Всех добрей медведь в лесу,
Всем малину я несу,
Всех зову на угощенье,
Жду гостей на день рожденья.
— Почему никто не хочет быть один? — грустно спросила сама себя цифра 1.
НА КОГО ПОХОЖА ЦИФРА 2?
Шла цифра 2 по дорожке и услышала чей-то плач под кустом.
— Я-я-я потерялся.
Заглянула Двойка под куст и увидела там большого серого птенца.
— Кто твоя мама? — спросила цифра 2 у птенца.
— Моя мама красивая и большая птица. Она похожа на тебя, — запищал птенец.
— Не плачь, мы ее найдем, — сказала цифра 2.
— Она посадила птенца на свой хвостик, и они пошли искать маму.
Вскоре Двойка увидела над лугом красивую плоскую птицу с длинным хвостом.
— Это не твой птенец, красивая птица? — спросила Двойка.
— Я не птица, а воздушный змей. У меня даже нет крыльев.
— Пи-пи, это не мама, моя мама похожа на тебя, — сообщил птенец.
Побежала Двойка дальше и увидела, как на большое поле садится огромная птица.
— У тебя не потерялся птенец, большая птица? — вежливо спросила цифра 2.
— Я не птица, а самолет. У самолетов птенцов не бывает, — ответил самолет.
И тут вдруг цифра 2 увидела, как с неба спускается белоснежная большая птица с такой же длинной шеей, как у нее.
— Мой лебеденок, я везде тебя искала, — прокурлыкала птица.
— Мама, познакомься с цифрой 2. Она меня спасла, — пропищал птенец.
— Спасибо за помощь, цифра 2. Ты очень добрая и похожа на лебедя.

С КЕМ ДРУЖИТ ЦИФРА 3?
Жил-был весёлый Светофор. Он стоял на перекрёстке и мигал тремя огоньками: зеленым, желтым и красным. Но однажды все три огонька потухли.

Что тут началось! Машины не могли проехать, потому что ехали все сразу. Пешеходы не могли перейти улицу, потому что боялись попасть под машины. К счастью, в толпе пешеходов была маленькая девочка. Она знала, что светофор дружит с цифрой 3, и скорее ей позвонила:
— Алло, ваш друг светофор заболел, и ему срочно нужна помощь!
Цифра 3 тут же прибежала и принесла ему три вкусных треугольных
печенья.
Она угостила светофор печеньем, и он сразу загорелся. Оказывается, светофор очень проголодался и поэтому не мог больше работать. С тех пор цифра 3 каждый день приходит в гости к светофору. Когда светофор показывает машинам своим красным глазком и движение
останавливается, цифра 3 кормит его тремя треугольным печеньями.
Светофор кушает печенье и пытается угадать, из чего оно сделано:
— Изюм, арахис и рис.
— Нет, таким печеньем я угощала тебя вчера, — смеется Тройка.
Цифра 3 всегда печет свое печенье из трех продуктов. Светофор никак не
может их угадать, потому что проглатывает печенье слишком быстро. Ему разрешается отдыхать только три минуты, пока горит красный свет.

ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ ЦИФРЫ 4
Однажды цифра 4 взяла с собой пакет с четырьмя печеньями и пошла, гулять в лес. Не успела она дойти до леса, навстречу ей четыре волка бегут, еле дышат.

— Куда это вы бежите? — удивилась цифра 4.
— От страшного зверя убегаем. Раньше мы сами всех пугали, а теперь поселился в чаще леса огромный зверь с четырьмя глазами, четырьмя крыльями и четырьмя хвостами. Он так страшно рычит, что даже нас, волков, до смерти напугал, — сказали волки и убежали.
«Если это зверь с четырьмя глазами, четырьмя крыльями и четырьмя хвостами, значит, я с ним подружусь», — подумала цифра 4.
Зашла она в лесную чащу и услышала страшный рев:
— Кто пришёл ко мне?
— Это я — цифра 4, — сказала цифра.
— Что ты принесла? — снова зарычал зверь.
— Четыре сладких печенья, — ответила цифра 4.
— Скорее, давай их сюда, — завопил страшный зверь. Цифра 4 бросила зверю четыре печенья, и он мигом проглотил их.
— Я умирал от голода, а ты накормила меня, — вдруг замурлыкал зверь. — За это я исполню четыре твоих желания.
— Хочу, чтобы в мире было больше четвероногих, четверокрылых, четырехугольных и четырехглазых! — попросила цифра 4.
   
ПЯТЬ ОРГАНОВ ЧУВСТВ
Рано утром весёлое пение птиц разбудило девочку. Она открыла глазки и зажмурилась от солнышка. С кухни вкусно пахло блинами. Девочка вспомнила, что у нее под подушкой лежит леденец, и достала его. Леденец наполнил рот сладким малиновым вкусом. Мягкое одеяло обняло девочку, и она снова задремала.
Вдруг ушки девочки заговорили сердито:
— Мы услышали пение птиц и разбудили девочку, а вы, глазки, зажмурились от солнышка и не захотели просыпаться.
— Я позвал девочку завтракать вкусным запахом блинов, а ты, язычок, решил вместо завтрака скушать малиновый леденец, — упрекнул носик язычок.
— А вы, ручки, зачем спрятались под мягкое одеяло? — спросили хором нос и ушки.
Обиделись глазки, что их ругают, и рассердились:
— Раз так, мы больше не будем смотреть.
— Я тоже отказываюсь чувствовать вкус, — добавил язычок.
— А мы не хотим ощущать мягкое и твёрдое, холодное и горячее, — сказали ручки.
Услышала этот разговор цифра 5 и рассердилась:
— Что за безобразие! Вы — пять органов чувств и всегда должны работать вместе. — Доброе утро, доченька, — вдруг услышали ушки.
Глазки тут же открылись и увидели маму. Ручки крепко обняли маму.
Носик вдохнул нежный запах маминых духов. Ротик проголодался и сказал:
«Как вкусно пахнут блины!»
«Хорошо, что все мои пять органов чувств помирились», — обрадовалась девочка.

ЧЕМ ЦИФРА 6 ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ЦИФРЫ 9?
Одна девочка никак не могла запомнить, как пишется цифра 6. Иногда она писала овал внизу, а хвостик вверху, а иногда наоборот.
— Почему ты опять вместо цифры 6 цифру 9 написала? — сердилась мама.
— У цифры 9 большая умная голова. Цифра 6 решила стать такой же умной и перевернулась, — засмеялась девочка.
— Значит, твоя цифра 6 — цирковая акробатка, — удивилась мама.
Ночью девочке приснился цирк. Вместо зверей там выступали цифры. Они кувыркались, показывали фокусы и жонглировали.
Вдруг директор цирка объявил:
«Выступают акробаты: девочка и цифра 6!»
Девочка вышла на арену, и цифра 6 ловко поставила ее на голову.
— Теперь ты должна посчитать всех зрителей в зале, — сказала цифра 6.
— Как я могу считать, стоя на голове? — сердито спросила девочка.
— А как я могу считать до шести, если ты превращаешь меня в цифру 9? — заплакала цифра 6.
— Извини, я больше не буду тебя переворачивать. Я привяжу тебе на хвостик шесть красивых бантиков, чтобы не путать с цифрой 9, — предложила девочка.
В этот момент девочка проснулась. На столе лежала тетрадь, в которой она училась писать цифры. Цифра 6 была написана совершенно правильно. Ее
хвостик плавно изогнулся над овалом, и на нем красовались шесть разноцветных бантиков.

СЕМЬ ЦВЕТОВ РАДУГИ
После дождика появилась в небе красавица радуга. Увидели два мальчика радугу и заспорили:

— Самый красивый у радуги красный цвет, потому что у меня есть новый красный велосипед. Хорошо бы вся радуга была красная, — сказал один мальчик.
— Нет, пусть вся радуга будет зеленая. У меня есть любимая зеленая машинка, — сказал второй мальчик.
Долго они спорили, и каждый свой цвет считал самым лучшим. Расстроилась радуга, услышав этот спор. Она всегда думала, что людям нравятся все ее семь цветов. От расстройства радуга растаяла навсегда, и люди разучились радоваться.
— Что делать? Это я радугу обидел, — грустно сказал один мальчик.
— Не горюй. Давай попросим цифру 7 вернуть все семь цветов радуги, — предложил второй мальчик.
Цифра 7, выслушав мальчиков, пошла к художнику и рассказала ему о том, что радуга пропала. — Я нарисую радугу, если ты, цифра 7, подаришь мне семь радужных красок, — сказал художник.
Цифра 7 произнесла волшебное заклинание, и перед художником тут же появились краски: красная, оранжевая, желтая, зеленая, голубая, синяя и фиолетовая.
Художник рисовал картину целых семь дней недели. Когда картина была готова, на небе снова появилась радуга.







 КТО ПОМОГ ЦИФРЕ 8?
— Ой-ей-ей! — плакала цифра 8, — я упала, ушибла бок и опаздываю на урок. Сегодня дети должны учить цифру 8. Если я не приду, они меня не выучат.
— Давай мы поплывём на урок вместо тебя. Из двух овальных облаков дети могут сделать цифру 8, — сказали два облака.
— Нет, вы слишком большие и не поместитесь в классе, — грустно возразила цифра 8.
— Может, я полечу на паутинке в школу вместо тебя?
Я похож на маленькую Восьмёрку, и у меня восемь ножек, — пропищал паучок.
— Нет, ты слишком маленький, и ветер может отнести твою паутинку совсем
в другую сторону, — печально ответила цифра 8.
По дороге ехал мальчик на велосипеде. Он предложил:
— Цифра 8, садись скорее на мой велосипед. Он похож на тебя и быстро
отвезёт тебя на урок.
На уроке все дети сразу запомнили цифру 8, потому что она объяснила:
— Я похожа на велосипед, который всегда вовремя довезет вас туда, куда
вы спешите.

 СЧАСТЛИВАЯ ЦИФРА 9
— У Пятерки есть пять пальчиков, у Семёрки — семь ноток, а у меня ничего нет, — загрустила цифра 9.
— Ты можешь посчитать сразу девять предметов, — стали утешать цифру 9 другие цифры.
— Но мне нечего считать, — чуть не заплакала Девятка.
Солнышко пожалело цифру 9 и подарило ей девять солнечных лучей.
Обрадовалась цифра 9 и весь день считала свои девять лучиков. Когда наступил вечер, цифра 9 спрятала лучи в янтарные камушки, чтобы они не растаяли в темноте.
На другой день цифра 9 увидела на улице плачущую девочку. Девочке исполнилось девять лет, но ее мама с папой поссорились, и поэтому она плакала. «Нельзя оставаться без подарка в день рождения», — решила цифра 9 и подарила девочке все девять янтарных камушков. Прибежала девочка домой и радостно сказала:
— Мама, папа, цифра 9 подарила мне девять янтариков.
Девять янтарей ярко сияли в руках дочки.
Родители улыбнулись, и мама сказала:
— Пойду, испеку праздничный торт.
— А я потороплюсь в магазин за подарками, — засмеялся папа.
В этот день девочка получила девять подарков.
Папа сказал: «Девять — счастливая цифра!»
И все согласились с ним.




 ПОЯВЛЕНИЕ НОЛЯ

— Я собою так хорош, я на солнышко похож, и на бублик, и на шарик, — громко распевал Нолик, шагая по дороге.
Все цифры тут же окружили его.
— Ой, ты овальный, как блин! Как тебя зовут? — спросила цифра 2.
— Меня зовут Ноль, и я известная личность. Куда ни посмотрите, всюду меня найдёте, в любом колесе, — гордо сказал Нолик. — А что ты можешь посчитать? — поинтересовалась цифра 9.
— Все что угодно могу посчитать, — важно ответил Нолик и принялся считать. Но сколько он ни считал, выходил всегда ноль.
— Зачем ты нужен, если с твоей помощью нельзя посчитать даже один предмет? — засмеялись цифры.
— Неужели я совсем никому не нужен? — заплакал Нолик.
— Не грусти, Нолик. Конечно, ты нужен. В тебе скрыта какая-то тайна, но мы
ее обязательно отгадаем, — пожалела Ноль цифра 1 и пригласила его к себе в гости

КАК ПОЯВИЛОСЬ ЧИСЛО 10

Цифра 1 привела Нолик к себе домой, усадила гостя за стол и говорит:
— Извини, Нолик, я не смогу тебя хорошо угостить. У меня в домике все по одному: одна чашка чая и один пирожок.
— А я сам с пустыми руками пришёл в гости, — расстроился Нолик.
Цифра 1 поставила перед Ноликом тарелку с одним пирожком, одну чашку чая и села рядом с ним.
На столе вдруг появились десять пирожков и десять чашек чая.
— Нолик — это чудо! Вместе с тобой мы образуем число 10! — радостно закричала цифра 1.
Она скорее побежала к другим цифрам и пригласила их к себе в гости на чай. — Спасибо за приглашение, но у тебя в домике всего один пирожок и
одна чашка чая, а нас много, — отказались цифры.
— Это раньше так было, но Нолик все изменил и чудесным образом
увеличил все в десять раз, — объяснила цифра 1.
Цифры недоверчиво покачали головами, но все-таки пошли в гости.
Когда все вошли в домик, цифра 1 быстро села рядом с Ноликом.
Мгновенно одна чашечка чая превратилась в 10 чашек чая, а один пирожок — в 10 пирожков.
— Это настоящее чудо! — обрадовались цифры и сели пить чай.


Комментариев нет:

Отправить комментарий