НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
А.Р. Перебейнос
г.Ставрополь
В современном обществе компьютерные технологии получают все большее распространение. Это глобальная тенденция мирового развития последних десятилетий. Внедрение компьютерных технологий практически во все сферы человеческой деятельности приводит к тому, что дети с самого раннего возраста становятся их активными пользователями. Развитие индустрии компьютерных игр ставит перед педагогами и родителями новые вопросы о том, какое влияние они оказывают на личность ребенка младшего школьного возраста.
Проблема влияния компьютерных игр на личность ребенка младшего школьного возраста рассматривалась в трудах А.Г. Асмолова, В.В. Абраменковой, Ю.Д. Бабаевой, И.В. Бурлакова, А.Е. Войскунского, А.Н. Григорьева, С. Гринфилд, Э. Гриффитса, Ю.М. Евстигнеевой, А.Е. Жичкиной, Д.В. Ландэ, А.Б. Литвина, Т. О’Лири, А.И. Серавина, С.А. Шапкина и др.
Большой энциклопедический словарь дает следующее определение понятию «компьютерная игра» - «это техническая игра, в которой игровое поле находится под управлением ЭВМ или воспроизводится на экране дисплея. Компьютерная игра - одно из основных и массовых применений микропроцессорной вычислительной техники, относящейся к досугу, воспитанию и образованию» [8].
На сегодняшний день существуют различные классификации компьютерных игр. А.Г. Шмелев выделяет следующие 7 классов игр:
1. Логические игры, стимулирующие преимущественно формальнологическое, комбинаторное мышление.
2. Азартные игры, которые в противовес логическим требуют от младшего школьника интуитивного, иррационального мышления.
3. Спортивные игры, которые апеллируют к ловкости и проворству, сенсомоторной координации, концентрации внимания.
4. Военные игры и игры-единоборства, содержащие, как правило, реалистичные картины разрушений, а также элементы жестокого единоборства или насилия. А.Г. Шмелев отмечает, что такие игры противопоказаны младшим школьникам с неустойчивой психикой. В то же время при правильном использовании военных игр они могут способствовать развитию эмоциональной устойчивости к неудачам, настойчивости в реализации собственных целей, а также служить в качестве социально приемлемого инструмента разрядки агрессивных импульсов.
5. Игры типа преследование-избегание, которые объединяет включенность в игровой процесс интуитивного компонента мышления и эмоционально-чувственного восприятия. Эти игры служат эмоциональной разрядке, которая лишена агрессивности (как в военных играх) и сравнима с ощущением ребенка после игры в обычные «Прятки» или «Догонялки».
6. Авантюрные игры (игры-приключения, или «Аркады») являются неоднородным классом с психолого-педагогической точки зрения. Здесь выполняется подкласс игр типа «зрительный лабиринт», где ребенок видит все игровое поле и игры типа «диарамный лабиринт», где зрительное поле сужено до размеров реального. «Зрительный лабиринт» требует от ребенка преимущественно наглядно-действенного мышления, локомоторных навыков; «диорамный лабиринт», напротив, абстрактного моделирования недостающих элементов зрительного поля, которое протекает с постоянным включением оперативной памяти.
7. Игры-тренажеры трудно описать с точки зрения какого-либо доминирующего свойства, которое необходимо включено в игровой процесс. Эти свойства прямо зависят от структуры профессиональной деятельности или конкретного профессионального навыка, который развивает игра [7].
С.В. Симонович и Г.А. Евсеев выделяют такие виды компьютерных игр, как:
- Аркады - игры, в которых всё зависит от ловкости и быстроты реакции школьника. Главная задача игрока состоит в том, чтобы избегать или убивать врагов.
Стратегии - игры, где младший школьник выступает в роли человека, наделённого властью.
Головоломки - электронные варианты различных головоломок, одним словом, игры, в которых необходимо как следует напрячь мозги.
Квесты (англ. Quest - поиск) - игры, в которых младшему школьнику необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т.д.
Компьютерные ролевые игры (CRPG - Computer Role Playing Game, часто называют просто RPG) - очень популярный и очень противоречивый жанр. Противоречивость заключается в том, что постоянно идут споры, что считать ролевой игрой, а что - нет. Особенностью этого жанра является то, что персонажи ролевых игр обладают некоторыми личными качествами и параметрами (как правило, выраженными в числах) [5].
Комментариев нет:
Отправить комментарий