Сказка+конспект

Авторская сказка «Случай в королевстве Синтаксис» для детей 8-10 лет
Автор: Петрова Елена Владимировна, учитель начальных классов ГБОУ «Пушкиногорская санаторная школа-интернат» Пушкинские Горы Псковская область

Назначение: сказка может быть полезной для учителей начальных классов при изучении главных и второстепенных членов предложения на уроках русского языка

Цель: привлечение интереса к изучению раздела «Синтаксис»

Задачи:
1.Развивать словарный запас речи детей
2.Посредством занимательной формы стремиться к усвоению роли главных и второстепенных членов предложения
3.Воспитывать интерес, любовь к родному языку

В некотором царстве, в некотором государстве под названием Синтаксис жили-были король Сказуемое и королева Подлежащее. Они составляли основу любого предложения, правили честно и справедливо.
Служили им второстепенные члены предложения: Дополнения, Определения, Обстоятельства.

Однажды в царстве случился переворот. Взбунтовались два обстоятельства Когда? и Где?:
- Не хочу я больше прислуживать! Я и сам могу править не хуже короля! – кричало обстоятельство Когда?
- Хватит нами командовать! Надоело быть второстепенными. Хотим быть тоже главными! – вторило другу обстоятельство Где?
- Куда вы без нас, главных членов предложения, - возражали король Сказуемое и королева Подлежащее. - Одни вы пропадете!

Подумать только! И это накануне новогоднего бала во дворце! А ведь чтобы на торжество съехались гости, главные и второстепенные члены предложения должны написать и отправить им праздничные приглашения с таким текстом: «31 декабря в 18 часов во дворце состоится новогодний бал…».

Решили обстоятельства Когда? И Где? сами, без главных членов, написать приглашения. Только ничего у них не вышло. Только и смогли написать: «31 декабря в 18 часов во дворце…» А дальше – никак без Подлежащего и Сказуемого.

А в это время во дворце королева Подлежащее и король Сказуемое тоже пытались написать праздничное приглашение. И вот, что у них получилось: «Состоится бал». А когда и где состоится, - без второстепенных членов объявление получилось какое-то непонятное.
И поняли главные и второстепенные члены, жители королевства Синтаксис, что никуда им друг без друга. Повинились они друг перед другом за взаимные обиды и простили друг друга. А затем все дружно написали праздничное приглашение. 



И съехалось на новогодний бал множество гостей. И бал получился веселый, незабываемый! И с тех пор в королевстве Синтаксис все жили дружно. Поняли жители королевства: в предложении важны и необходимы и главные, и второстепенные члены. Только когда они вместе, предложения получаются красивые, понятные.
Права русская поговорка: «Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось!»


Синтаксический разбор предложения - это разбор предложения по членам и частям речи. Выполнить синтаксический разбор сложного предложения можно по предложенному плану. Образец поможет правильно оформить письменный анализ предложения, а пример раскроет секреты устного синтаксического разбора.

План синтаксического разбора предложения

1. Простое, простое, осложненное однородными членами, или сложное

2. По цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.

3. По интонации: восклицательное или невосклицательное.

4. Распространенное или нераспространенное.

5. Определите ПОДЛЕЖАЩЕЕ. Задайте вопросы КТО? или ЧТО? Подчеркните подлежащее и определите, какой частью речи оно выражено.

6. Определите СКАЗУЕМОЕ. Задайте вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? и т.д. Подчеркните сказуемое и определите, какой частью речи оно выражено.

7. От подлежащего задайте вопросы к второстепенным членам предложения. Подчеркните их и определите, какими частями речи они выражены. Выпишите словосочетания с вопросами.

8. От сказуемого задайте вопросы к второстепенным членам. Подчеркните их и определите, какими частями речи они выражены. Выпишите словосочетания с вопросами.

Образец синтаксического разбора предложения

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало.

синтаксический разбор предложения уж небо осенью блистало

Это предложение сложное, первая часть:

(что?) небо - подлежащее, выражено существительным в ед. ч., ср. р., нар., неодуш., 2 скл., и. п.
(что делало?) дышало - сказуемое, выражено глаголом несов. вид., 2 спр., в ед. ч., прош. вр., ср. р.
дышало (чем?) осенью - дополнение, выражено именем существительным в ед. ч., ж. р., нариц., неодуш., 3 скл., т. п.
дышало (когда?) уж - обстоятельство времени , выражено наречием

                             вторая часть:
(что?) солнышко  - подлежащее, выражено существительным в ед. ч., ср. р., нар., неодуш., 2 скл., и. п.
(что делало?) блистало - сказуемое, выражено глаголом несов. вид., 1 спр., в ед. ч., прош. вр., ср. р.
блистало (как?) реже - обстоятельство образа действия, выражено наречием
блистало (когда?)  уж - обстоятельство времени, выражено наречием
Пример синтаксического разбора предложения
Они, то косо летели по ветру, то отвесно ложились на сырую траву.
пример синтаксический разбор предложения
Это предложение простое.
(что?) они - подлежащее, выражено местоимением мн. ч., 3 л., и. п.
(что делали?) летели -  однородное сказуемое, выражено глаголом нес.вид, 1 спр., мн. ч.. прош. вр..летели
(что делали?) ложились -  однородное сказуемое, выражено глаголом нес.вид, 1 спр., мн. ч.. прош. вр..
летели (как?) косо - обстоятельство образа действия, выражено наречием.
летели (как?) по ветру- обстоятельство образа действия, выражено наречием
ложились (как?) отвесно- обстоятельство образа действия, выражено наречием
ложились (куда?) на траву- обстоятельство места, выражено именем существительным нариц., неодуш., в ед. ч., ж. р., 1 скл.,в в.п. с предлогом
траву (какую?) сырую - определение, выражено именем прилагательным в ед. ч., ж.р., в.п.


Ход урока.


I.Релаксация. «Этюд души».
- Давайте поприветствуем докторов Природы, которые дают нам здоровье. Опустите руки вниз ладонями горизонтально к полу, закройте глаза и произнесите: «Я приветствую тебя, земля!» Вытяните руки перед собой ладонями вперед: «Я приветствую тебя, Вода!» Согните руки в локтях и, подняв ладони к плечам, обратите их к небу: «Я приветствую тебя, Воздух!» Поднимите руки вверх ладонями вперед: «Я приветствую тебя, Солнышко!»
- Теперь улыбнемся и скажем друг другу добрые слова. (Дети работают в парах).


II. Сообщение темы урока.
- Тема нашего урока (на экране) «Основы синтаксиса».
- А вы знаете, что изучает « синтаксис»?
- Вы узнаете, отгадав первое затранскрибированное слово.
(На доске транскрипция слов - предложение и здоровье).
Давайте прочитаем, что такое синтаксис. (Чтение темы на экране)
- Что мы будем делать на уроке? (ответы детей)
Да, ребята, мы будем обобщать знания о предложениях, его главных и второстепенных членах, рассмотрим связи слов в предложении.
- Посмотрите, ребята! У меня еще здесь «спрятано» слово. Какое? (Здоровье).
- Как мы свяжем наш урок русского языка со здоровьем?
-На уроках и внеурочное время мы с вами постоянно отрабатываем способы и приемы сохранения собственного здоровья, поэтому эта тема будет присутствовать на уроке в словах, предложениях, текстах. Мы будем беседовать о правильном питании.
- За хорошую работу и правильные ответы я буду поощрять вас «витаминами здоровья» (Какой ряд наберет большее количество витаминов «Ревит», тот и получит высокую оценку за урок).

IV. Ход урока.
- Ребята, из чего состоит наше предложение? (Из слов).
- Давайте вспомним написание некоторых слов и проведем словарную работу.
1 этап. Словарная работа. Работа в группах
На доске даны словарные слова с «дырками»: ралли, хоккей, морковь, теннис, капуста, помидор.
- Слова все перепутались. На какие две группы их можно разделить?
1) Запишите в первый столбик слова с удвоенными согласными, а во второй – с непроверяемой гласной.
- Для чего нам нужно заниматься спортом?
- А как помочь организму, чтобы он справлялся с различными нагрузками?
2) Угадав букву в слове, вы потом узнаете, какой витамин содержится в этом овоще.
На доске в «корзине» лежат буквы. У каждой буквы с обратной стороны написан витамин представитель группы выходит к доске, работает со словарным словом и выясняет, в каком овоще содержится определенный витамин
А – капуста – С (иммунитет, кровь)
И – помидор – А (волосы, зрение, зубы)
О – морковь – А и К (кожа, глаза).
- А вы знаете, за что каждый витамин отвечает? (Ответы детей).


Небольшой рассказ о витамином салате.
- Что нужно обязательно включать в свое питание?
Вывод: Овощи и фрукты – здоровые продукты! (На экране картинки с овощами).

2 этап. Словосочетание.
- А можете, например, о капусте рассказать подробнее? (Да)
- Добавьте к слову вопрос какой? и поясните это слово. (Устно составляют словосочетания).
- Что мы сейчас с вами составляли? (Словосочетания).
- Было слово, а связали по смыслу со вторым и получили словосочетание. Помогите мне вспомнить, что такое словосочетание? (Чтение стихотворения по группам: мальчики начинают - девочки заканчивают стихотворение).
Внимание! Внимание!
Вот словосочетание.
В нем ходят парою слова,
Но не равны у них права.
В нем слово главное всегда
С зависимым шагает.
_________________________
Вопрос от главного идет
К зависимому слову,
И никогда – наоборот,
Запомни, как основу.
1) Составьте и запишите каждый вариант сначала именное словосочетание со словами: (На экране)
1 вариант - морковь;
2 вариант – помидор.
2) Составьте теперь глагольное словосочетание. Глаголы даны на экране, надо только выбрать их для слов:
1 вариант – теннис;
2 вариант – хоккей.
3) Коллективная проверка и самооценивание.
- Понаблюдав, как происходит связь слов, еще раз поучимся различать, где у нас словосочетание, решив,
логическую задачку. «Третий лишний» (Работа в группах).
На экране.
питательные вещества;
правильно питаюсь;
продукты дают
- Определите, какая пара лишняя? (Ответ показывают на экранах)
- Почему № 3 не является словосочетанием? (Главные члены предложения).
- Распространим наши главные слова. (Устно составляем предложение).
- Что у нас получилось? (Предложение).
(На экране) Продукты дают питательные вещества нашему организму.
- Посмотрите, как мы связали слова различными способами.
- Так, что же такое предложение?
Разговор о предложении и о продуктах, которые помогают организму, мы узнаем после
гимнастики для глаз.
На панно красочные геометрические фигуры в виде овощей и фруктов. Учитель под музыку произносит слова, а дети выполняют.
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально,
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открыли, наконец.
Зарядка кончилась. Ты молодец.
- Покажите мимикой лица, что вы сейчас кушаете лимон, апельсин, морковку. (Дети выполняют)
3 этап. Главные члены предложения.
- Что такое основа предложения?
Дидактическая карта.
- Прочитайте задание и выполните его на быстроту.
1) Определите, какой член предложения пропущен.
2) Впишите слова по смыслу, выбрав из слов для справок, и подчеркните основу во всех предложениях.
…. дает организму энергию.
Рыба …. организм.
Воздерживайтесь от жирной пищи.
Слова для справок: гречка, строит, ветер, двигает.


3) Взаимопроверка. На экране правильный ответ. (Опрос о выполненной работе.)
- Чем интересно предложение со звездочкой?
- Что происходит, если пропущен главный член предложения?
- Что для себя полезного из этих предложений вы узнали?
Вывод: Питание должно быть умеренным и разнообразным!
Небольшой рассказ о правильности выбора порции.
4 этап. Второстепенные члены предложения.
- Поговорим о второстепенных членах предложения. Какие второстепенные члены предложения вы знаете?
(Читают друг другу стих. – правило). 1
Признак предмета или явления На вопросы: Где? Куда?
Обозначает определение. Как? Откуда? и Когда?
Чей и какой – ответы просты, Обстоятельство ответ
Лишь не хватает волнистой черты. Даст тебе всегда.
- Какая часть речи бывает определением? Обстоятельством?
- Вновь обратимся к дидактической карте.
1) Нужно составить предложение на тему: «Гигиена питания», используя второстепенные члены предложения.
- Что вы понимаете под «гигиеной питания»?
Дидактическая карта.
1 уровень – по вопросам: Как? Кто? Что делает? Какую? Что?
2 уровень - свежеприготовленную, Ваня, тщательно, пищу, пережевывает.
2) Разобрать по членам предложения.
3) Проверка по уровням.
4) Самооценивание.
- Когда есть силы и энергия, то всегда хочется размяться, подвигаться.
Физминутка. (Массаж на ковриках).
Кот Антипка жил у нас. (Встали, руки на поясе)
Он вставал с лежанки в час. (Потянулись, руки вверх – вдох)
В два на кухне крал сосиски. (Наклоны влево – вправо)
В три сметану ел из миски. (Наклоны вперед, руки на поясе)
Он в четыре умывался. (Наклоны головы к плечам влево – вправо)
В пять по коврику катался. (Повороты влево – вправо)
В шесть тащил сельдей из кадки. (Рывки руками перед грудью)
В семь играл с мышами в прятки. (Хлопки спереди – сзади)
В восемь хитро щурил глазки. (Приседания)
В девять ел и слушал сказки. (Хлопки в ладоши)
В десять шел к лежанке спать, (Прыжки на месте)
Потому что в час вставать. (Шагаем на месте)


5 этап. Виды предложения.
- С какой целью вы произносили свой совет, пожелание? (Побудить к действию).
- А с какой целью еще употребляются предложения? (Спросить, сообщить).
- Какие бывают предложения? (Выходит ученик и рассказывает стих.)
По цели всегда различай предложения:
В повествовательном – сообщение,
Вопрос – в вопросительном (Дашь ответ?),
А в побудительном – просьба, совет.
- Как пишется предложение?
Работа в группах.
Дидактическая карта. Определите количество предложений. Охарактеризуйте их.
(о здоровье заботятся с детства вы соблюдаете реж.м питания остер.гайтесь острого, сла.кого и с.леного)
Определение количество предложений .
Орфографическая минутка
Самопроверка. На экране правильный текст. Текст дети проверяют самостоятельно, а характеристику предложения – коллективно с учителем по группам.
- Для чего нужно беречь свое здоровье?
Вывод: Здоровье не купишь, ни за какие деньги!
- Еще раз потренируемся различать предложения по цели высказывания, решив
логическую задачку.
На экране: Оля, Маша, Даша придумали предложения, разные по цели высказывания:
Как быть здоровым много лет?
Здоровье сохрани и болезни победи!
Мои знания помогут мне сохранить здоровье.
Условие. Предложение Оли по цели высказывания повествовательное. Маша не составляла вопросительного предложения. Какое предложение придумала каждая из девочек?
Ответ. ( Ответ показывают на своих индивидуальных экранах).
На экране. Оля - № 3, Маша - №2, Даша - № 1.
- Какие минутки здоровья мы с вами вспомнили? (Ответы).
- Для чего нам нужно быть здоровыми?
Вывод на экране читают все дети вместе: Здоровый ребенок – хороший ученик!
VII. Домашнее задание.
- Здоровье будет присутствовать и в вашем домашнем задании. На тему: «Как я забочусь о своем здоровье» вы составите разных видов предложения, а может быть и рассказ, используя второстепенные и однородные члены предложения.
VIII. Итог урока.
Я узнал нового….
Мне было интересно…
Я повторил….
По ходу оценивания задаются такие вопросы:
- Что получилось хорошо? Какое задание выполнялось с трудом? Что не получилось? Почему?
Рефлексия деятельности учащихся.
- Вы сегодня очень хорошо поработали и показали отличные знания. (Оценивание работы по рядам и в тетрадях).
- И самая важная оценка – это ваше собственная оценка. Попытаемся оценить себя.
На доске висит тарелочка. В нее вы должны мне положить свои витамины. Цвет витамина соответствует определенной оценке сегодняшней работы:
Я справился на отлично – зеленый;
Мне еще надо поработать – желтый;
Мне нужна помощь – красный.
На витамине нарисуйте рожицу своего настроения и подпишите.
Дидактическая карта.

№ 1
1)Впишите слова по смыслу, выбрав из слов для справок, и подчеркните главные члены предложения.
…. дает организму энергию.
Рыба …. организм.
Воздерживайтесь от жирной пищи.
Слова для справок: гречка, строит, ветер, двигает.
2) Определите, какой член предложения пропущен.
№ 2
1) Составьте предложения на тему: Гигиена питания.
1 уровень – по вопросам: Как? Кто? Что делает? Какую? Что?
2 уровень - свежеприготовленную, Ваня, тщательно, пищу, пережевывает.
2) Разберите по членам предложения.
№ 3
1.Прочитайте. Определите количество предложений. Дайте устную характеристику предложениям.

о здоровье заботятся с детства вы соблюдаете реж.м питания остер.гайтесь острого, сла.кого и с.леного
Технологическая карта урока.
Этап урока
Время
Содержание
Действия ученика
Действия учителя
I.Релаксация. «Этюд души».

1мин
Психологический настрой на урок.
Дети работают в парах.
Контролирует настрой учащихся.
II. Сообщение темы урока.


Проблемная ситуация. Постановка цели, задач, составление плана урока.
Определяют проблему, ставят цели, строят задачи и план урока.
Ставит проблему.
Выводит на постановку цели, задач, плана урока учащихся.
III. Повторение изученного.
1. Словарная работа.
Работа в группах.
Работа над орфограммой, деление слов на группы.
Демонстрируют знания написания словарных слов. Пополняют свои знания о витаминах.
Контролирует работу в группах. Систематизирует знания учащихся, демонстрируя их работы на доске.
2. Работа над словосочетанием.
Повторение правила в группах. Составление словосочетания разных видов.
Решение логической задачки «третий лишний»
Демонстрируют знания правила, индивидуально работают над заданием. В группах решают данную задачу и выводят правильный ответ.
Демонстрирует ответы на слайдах. Координирует работу в группах. Подводит к обобщению знаний о словосочетаниях.
3. Гимнастика для глаз.
Работа с дидактической картой.
Выполняют гимнастику для глаз
Проводит гимнастику.
4. Работа над основой предложения.
Работа в парах по дидактической карте. Взаимопроверка. Вывод.
Выполняют работу в дид. картах. Наблюдают над ролью главных членов предложения и делают обобщающие выводы.
Координирует работу в группах. Подводит к обобщению знаний об основе предложения.
5. Работа над второстепенными членами предложения.
Повторение правила в стихотворной форме.
Дифференцированная работа по дидактической карте.
В парах повторяют правило. Самостоятельно выполняет работу. Сам себя оценивает после фронтальной проверки, выясняет затруднения в выполнении.
Индивидуально контролирует выполнение задания.
Проводит фронтальную проверку. Помогает в самооценивании. Выявляет трудности у учащихся.
6.Физминутка.
Снимают усталость и напряжение.
Проводит физминутку.
7. Работа над видами предложения.
Повторение правила в стихотворной форме.
Работа с деформированным текстом.
Логическая задачка.
Рассказывают правило друг другу.
Исправляют деформированный текст в группах. Доказывают правильность своих рассуждений
Проверяет правильность выполнения заданий. Корректирует работу учащихся. Подводит к обобщению изученного материала.
IV. Домашнее задание.


Если простое: 5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое). 6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое. 7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено. 8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи. 9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть. Если сложное: 5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная. 6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы. 7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП). 8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца. 9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи. 10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.   Пример синтаксического разбора простого предложения Устный разбор: Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся, распространённое, осложнено однородными подлежащими. Письменный: Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся, распространенное, осложненное однородными подлежащими.   Пример разбора сложного предложения Устный разбор: Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено. Письменный: Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, СПП. 1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено. 2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено. Пример схемы (предложение, после него схема) Другой вариант синтаксического разбора Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе. В словосочетаниях: Выделяем из предложения нужное словосочетание. Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание. И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение. В простом предложении: Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное. Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое. Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение. Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное. Распространённое или нераспространённое Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает. Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить. Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого. Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.  Сказуемое Отмечаем, чем является сказуемое - простым глагольным или составным (именным или глагольным). Указать, чем выражено сказуемое: простое - какой формой глагола; составное глагольное - из чего оно состоит; составное именное - какая употреблена связка, чем выражается именная часть. В предложении, имеющем однородные члены. Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами. В предложениях с обособленными членами: Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения. В предложениях с обособленными членами речи: Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения. В сложносочиненном предложении: Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу. Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение. В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним) Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их. Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится. Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения. В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими) Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений. В сложном бессоюзном предложении: Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение. Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи. Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи. Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие. По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.

Комментариев нет:

Отправить комментарий