Советы по организации самообразования


Советы по организации самообразования
Развитие личности педагога неразрывно связано с его стремлением к самостоятельному обогащению своих знаний. Более того, сегодня самообразование - одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов .
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.
Самообразование педагога дополнительного образования многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов ДДТ могут быть:
·       Ознакомление с новыми нормативными документами;
·       Изучение учебной и научно-методической литературы;
·       Знакомство с новыми достижениями педагогики, детской психологии;
·       Изучение новых программ и педагогических технологий;
·       Знакомство с передовой практикой других УДОД;
·       Повышение общекультурного уровня.

Методические рекомендации по самообразованию:
1. Изучать специализирован­ную профессиональную литера­туру предпочтительно поэтапно по различным направлениям, т.е. выписывая, принципы дан­ной программы, методики. В тет­радь по самообразованию следу­ет записывать выходные данные изучаемой книги, указывая страницы с наиболее значимой информацией.
2. Анализируя прочитанное, нужно сравнить его с ранее изученным материалом, вы­явить сходство и различие си­стем.
3. Следует обсудить изученное с коллегами на творческом объединении. В ходе обсуждения могут выявиться неточности в осмыслении прочитанного, значит, следует скорректировать знания.
4. Изученное следует внести в перспективный план на весь учебный период.
5. При использовании нова­ций необходимо приобрести или изготовить дидактические пособия согласно рекоменда­циям автора, продумать, отве­чают ли условия ДДТ данным требованиям, а также уровню развития и потребно­стям детей данной возрастной группы и смогут ли педагоги реализовать предложения той или иной методики.

Для молодых специалистов:
·       Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
·       Формирование основ педагогического мастерства;
·       Развитие умений и конструктивных способностей.

«Традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье»
Цель:
·       обратить внимание родителей на значение культурных ценностей и традиций семьи в жизни ребёнка;
·       актуализировать значение культурных ценностей семьи для развития и воспитания ребёнка;
·       проанализировать наличие традиций в современных семьях.
Семья- это самые близкие, дорогие нам люди, любящие нас и заботящиеся о нас. Это они радуются нашим победам и огорчаются из-за неудач. Их внимание и забота помогают нам.
Долгое время среди специалистов: учёных психологов и педагогов шли споры, кто же отвечает в большей мере за нравственный мир детей: семья или школа?
Наконец, большинство пришло к правильному выводу – не снимая ответственность со школы, больше требований надо предъявлять семье, так как именно здесь закладывается фундамент личности, её нравственные ценности, ориентация и убеждения. Таким образом, важность семейного воспитания неоспорима. Никто не имеет большого влияния на детей, чем отец и мать. Роль родителей в развитии задатков и способностей, в становлении личности ребёнка исключительна. Пример близких – основа воспитания.
Семья, в которой растёт ребенок, объективно является его коллективным воспитателем. А это имеет свои плюсы и минусы. Разве не сложно добиться того, чтобы все члены семьи являли самому маленькому из них должный пример поведения, единство нравственных критериев? Просто ли избежать неувязок, когда бабушка что-то разрешает, а мама тоже самое запрещает, когда дедушка говорит одно, а отец – другое? Но что делать, такие детали отражаются на восприятии, воспитании ребенка.
Проблем в семейном воспитании немало, и многие из них связаны с наблюдающимся переходом от так называемой семьи «объединённой» к «нуклеарной».
«Нуклеарная» семья – это родители и дети, а «объединённая» - это ещё бабушки и дедушки.
На развитии современной семьи оказывают влияние не только этические ценности и представления о счастье, смысле жизни, сущности человеческих отношений, но и многообразные последствия индустриализации и урбанизации, научно-техническая революция.
Традиционное представление о семье как основной ячейке общества, отвечающей важнейшим потребностям природы человека, поддерживается далеко не всеми. Имеют семью лишь половина женщин, треть из них думает иначе. Причин этому несколько: женщина, занятая наравне с мужчиной трудом, принимает меньшее участие в семейной жизни. Брак стал менее устойчивым.
В силу непонимания особенностей современной семьи и роли в ней женщины появилось мнение, что личность формируется «автоматически». Откуда же взялся такой, прямо скажем, иждивенческий взгляд на свои родительские обязанности? В свое время государство взяло на себя буквально все. Родителей освободили от главнейших обязанностей воспитания детей. Все заботы о своих детях родители переложили на государственные учреждения.
К чему иногда сводится родительская забота о детях? Только к тому, чтобы сыты были и одеты. А потом? Все то же. И в итоге растут дети без тепла материнского сердца, требовательной и вместе с тем ласковой и родительской строгости, без стимулов для духовного и нравственного роста.
В таких случаях аргументом служит фраза: «Жизнь научит!» Чему научит? Что покажет? Это, конечно, полнейшее равнодушие к воспитанию и к судьбе своих детей. Жизнь будет не учить, а переучивать, иногда тяжело и мучительно.
Мысль об определяющей роли среды воспитания справедлива хоть и не нова. Однако из понятия «среда» нельзя исключить ближайшее для детей окружение, т.е. среду семейную.
Создание семейной благополучной обстановки - главная задача практически каждой семья. Однако активное нежелание и противодействие хотя бы одного члена семьи может оказаться трудно преодолимым препятствием для благополучия.
Стремление родителей создать собственный уклад семейной жизни отражает их нравственную позицию и взгляды на жизнь. Оно помогает понять и ту роль, к которой они готовят своих детей в жизни. Те постоянные усилия, которые затрачивают мать и отец для достижения своих идеалов, закладывают основу нравственного воспитания ребенка. Однако самые лучшие примеры не дадут ожидаемого результата, если ребёнок остается в стороне, не станет активным участником построения так называемой благополучной, счастливой семьи.
Чувства, связывающие людей, не могут быть полностью одинаковыми, они многогранны и различаются по интенсивности. Известно ещё, что любовь требует каждодневного подтверждения. На это не у всех хватает душевных сил.
Многие считают, что не обязаны идти навстречу другому, чтобы восстановить душевное равновесие и эмоциональную атмосферу семьи.
Действительное стремление к семейному счастью и благополучию находят выражения в сознании семейных традиций.
Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной» семьи, отражали нравственную позицию ее членов. Некоторые традиции могут быть полностью восприняты современной семьей.
- Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни - давняя хорошая традиция.
-Очень полезная традиция ежевечерних чтений, обсуждения прочитанного, обмена мнениями.
- Всё большую популярность приобретает обычай совместного проведения летнего отдыха.
-Наилучшая школа жизни – разбор собственных ошибок. Если это стало правилом в семье, дети, конечно, приобщаются к манере обязательного, беспристрастного анализа своих поступков.
Традиции связывают людей, представляя собой эстафету духовной связи поколений. Они, как правило, дают возможность накопления нравственного опыта.
И последнее что б мне хотелось сегодня сделать на нашей с вами встрече- это проанализировать наличие традиций в современных семьях и посмотреть Видеосюжет «Когда я вырасту, я буду воспитывать своих детей так…»

Для эффективного воспитания ребёнка в семье необходимо соблюдать механизмы семейной педагогики. По мнению , таких механизмов в семейной педагогике три.
-Прежде всего и шире всего применяется подкрепление. Поощряя ребёнка за правильные действия и тактично наказывая и порицая его за неправильное, вы постепенно внедряете в сознание ребёнка систему норм, правил, понятий. Конечно, они должны быть осознанны и восприняты ребёнком, стать потребностью его.
-Второй механизм – идентификация (отождествление) себя с близкими, которых ребёнок уважает, обожает, стремится быть похожим на них. Важно, что этот механизм часто основан на любви к родителям, и во имя этой любви ребёнок стремится быть хорошим во всем.
-Третий механизм – понимание. Смысл его сводится к тому, что, хорошо зная и чувствуя внутренний мир ребёнка, круг его побуждений и мотивов, немедленно откликаясь на его потребности и проблемы, можно активно влиять на его поступки.
Закончить собрание я хочу одной китайской притчей, которая лучше всего подведет нас к выводу нашей встречи… любовь, прощение, терпение

Комментариев нет:

Отправить комментарий