Копилка 1


Содержание
1.    Словосочетание
2.    Предложение. Виды предложений
3.    Главные члены предложения
4.    Второстепенные члены предложения
5.    Игры
6.    Обращения
7.    Однородные члены предложения
8.    Сказки
9.    Конспекты уроков
    10. Памятки


Типы словосочетаний по степени спаянности компонентов:
а) словосочетания синтаксически свободные. Словосочетания , которые тегко разлагаются на составляющие их части. Полезное пособие, статья по литературе, возвращаться домой;
б) словосочетания синтаксически несвободные. Словосочетания , которые образуют неразложимое синтаксическое единство (в предложении выступают в роли единого члена ). Три ученика, несколько книг, мало ошибок.
Типы словосочетаний по их структуре:
а) словосочетания простые. Словосочетания , состоящие, как правило, из двух знаменательных слов, из которых одно является главным, стержневым, а другое — зависимым, определяющим. Школьный словарь, здание общежития, писать изложение, устремиться вперед. Простое словосочетание может быть и не двусловным, если распространение главного слова производится путем цельного синтаксического или фразеологического словосочетания , а также посредством аналитической грамматической формы. Человек с седыми волосами (ср.; седоволосый человек), девочка двенадцати лет (cp.: двенадцатилетняя девочка), принять участие в соревновании (ср.: участвовать в соревновании), самое простое решение (ср.: простейшее решение). Такие словосочетания семантически являются простыми, а а синтаксическом отношении примыкают к сложным;
б) словосочетания сложные. Словосочетания , представляющие собой распространение слова целым словосочетанием или распространение словосочетания другим словом. Проверка домашней работы (слово проверка распространяется-словосочетанием домашняя работа). Наш новый учитель (слово наш распространяет словосочетание новый учитель). Часто в сложных словосочетаниях зависимые слова определяют главное слово с разных сторон. Отдыхать летом на юге (отдыхать детом — отдыхать на юге). Типы словосочетаний по главному слову:
I. Глагольные словосочетания :
1)с именем существительным: беспредложные (составить план, добиваться успеха, сообщить родителям, писать карандашом) и предложные (стоять у доски, подойти к двери, поставить на пол, разговаривать с учениками, беседовать о литературе);
2) с инфинитивом (предложить выучить, просить зайти);
3)с наречием (читать вслух, заниматься вдвоем);
4) с деепричастием (говорить улыбаясь, идти оглядываясь).
II. Именные словосочетания :
1) субстантивные (с существительным в роли главного слова):
а) с именем существительным; беспредложные (план сочинения, поручение ученику, запись чернилами) и предложные (бумага для черчения, поездка по стране, вход в школу, книга с иллюстрациями, поляна в лесу);
б) с именем прилагател ь н ы м (важное сообщение), местоименным прилагательным (наш юрод), порядковым числительным (третий класс), причастием (проверенный диктант);
в) с наречием (возвращение домой, яйца всмятку);
г) с инфинитивом (желание учиться, умение работать);
2) адъективные (с прилагательным в роли главного слова);
а) "с именем существительным; беспредложные (достойный награды, знакомый ученикам, довольный результатом) и предложные (свободный от уроков, способный к математике, готовый на подвиг, ласковый с детьми, усидчивый в труде);
б) с наречием (весьма старательный, широко известный);
в) с инфинитивом (готовый помочь, достойный получить, способный ответить);
3) словосочетания с именем числительным в роли главного слова (два карандаша, обе подруги, трое в шинелях, второй из претендентов);
4) словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).

III. Наречные словосочетания :
1) с наречием (крайне важно, по-прежнему удачно);
2) с именем существительным (вдали от дороги, незадолго до каникул, наедине с друзьями). Проблема словосочетаний в русской грамматической науке имеет давнюю историю. В первых трудах по грамматике основным содержанием синтаксиса считалось учение о “словосочинении”, т. е. о соединении слов в предложении . Уже в “Русской грамматике” А. X. Востокова (1831 г.) дается довольно подробное описание системы словосочетаний русского языка. Однако в работах последующих исследователей проблема словосочетаний отодвигается на задний план, поскольку в середине XIX в. главным предметом синтаксиса стало предложение . Интерес к проблеме словосочетаний возрождается в конце этого века, и она становится центральной в лингвистической системе Ф. Ф. Фортунатова и его учеников. Синтаксис стал рассматриваться как учение о словосочетании , а предложение — как один из видов словосочетания . А. А. Шахматов разграничивал синтаксис словосочетаний , который занимается в основном второстепенными членами предложения в их отношении к главным членам или во взаимном отношении друг к Другу, и синтаксис предложения , который занимается главными членами в их отношении к предложению или во взаимном отношении друг к другу. Предложение , по А. А. Шахматову, тоже является словосочетанием , но словосочетанием законченным, а остальные словосочетания характеризуются как незаконченные, которые выделяются из предложения (учение о законченных и незаконченных словосочетаниях первоначально было сформулировано Ф. Ф. Фортунатовым). Принципиальными вопросами теории словосочетаний являются следующие: 1) существует ли словосочетание вне предложения , в которое оно входит как конструктивный элемент наряду с отдельным словом, или же словосочетание вычленяется из готового предложения ; 2) существуют ли “предикативные словосочетания ”, т. е. образует ли словосочетание пара, состоящая из подлежащего и сказуемого; 3) существуют ли наряду с обычными подчинительными словосочетаниями также “сочинительные словосочетания ”, т. е. образует ли словосочетание группа однородных членов (так называемые открытые ряды, незамкнутые сочетания). Многие исследователи при решении этих вопросов исходят из предложения и считают, что словосочетание — это синтаксическое единство, вычленяемое из предложения , поэтому возможны как предикативные словосочетания , так и сочинительные словосочетания . Иное решение проблемы выдвинул В. В. Виноградов, исходя при определении словосочетания не из предложения , а из слова. В отличие от предложения , являющегося единицей сообщения, коммуникативной единицей, словосочетание представляет собой единицу называния, номинативную единицу, которая наряду с отдельным словом входит в состав предложения , выполняя лексико-семантическую функцию сложного наименования предметов и явлений. Поэтому не всякое соединений слов образует словосочетание , а только такое, которое подобно слову служит строительным материалом для предложения . Не являются словосочетаниями в терминологическом значении этого слова: 1) пары, образуемые подлежащим и сказуемым, поскольку здесь налицо предикативные отношения, т. е. отношения, возникающие только в предложении ; 2) обособленный оборот и определяемое им слово, поскольку между ними устанавливаются возможные только в предложении полупредикативные отношения; 3) группа однородных членов (сочинительное сочетание), так как она не является “распространенным словом”, т. е. сложным наименованием явлений объективной действительности; исключение составляют парные сочетания слов типа отец и мать (родители), муж и жена (супруги), день и ночь (сутки) и т. п., образующие замкнутые сочетания, употребляющиеся в номинативной функции.
слово-тип. Слово как единица языка, структурный элемент языковой системы (лексема). ср. слово-член.


ОБРАЩЕНИЕ ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. Обращения вместе со всеми относящимися к ним словами выделяются (в середине предложения) или отделяются (в начале или в конце предложения) запятыми, например: Дорогие гости, милости просим за стол (Пушкин); Опустись, занавеска линялая, на больные герани мои (Блок); Неужели вы его боитесь, Сергей Ильич? (Гранин).
Если обращение, стоящее в начале предложения, произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак (следующее за обращением слово пишется с прописной буквы, например: Старик! О прежнем позабудь... (Лермонтов).
2. Частица о, стоящая перед обращением, не отделяется от него никаким знаком, например: О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. (Чехов); Скажи же, о проницательный читатель, зачем выведен Рахметов, который вот ушел и больше не явится в моем рассказе? (Чернышевский).
Но если о выступает в роли междометия (со значением «ах»), то после него, согласно правилам, ставится запятая, например: О, дети, зачем вы так шумите! О, Вера, как жаль, что нельзя вернуть прошлого! О! Павел Иванович, позвольте мне быть откровенным (Гоголь) (постановка восклицательного знака вместо запятой факультативна).
Если перед повторяющимся обращением стоит частица а, то перед ней ставится запятая, а после нее никакого знака не ставится, например: Нина, а Нин, поди сюда (Федин). При неповторяющемся обращении а выступает в роли междометия и отделяется запятой, например: – А, Васька! – сказал он, узнав прежде всего розоватые панталоны своего друга (Степняк-Кравчинский).
3. Личные местоимения ты и вы, как правило, не являются обращениями, а выступают в роли подлежащего. Однако они могут входить в состав распространенного обращения, пунктуационно выделяясь вместе с ним, например: Ну, полноте, полноте, балагур, шутник вы этакий (Тургенев). В редких случаях местоимения ты и вы сами по себе могут выступать в роли обращения, заменяя собой название лица, к которому обращена речь; в этих случаях они выделяются запятыми (в начале и в конце предложения после них может ставиться восклицательный знак); например: Эй, вы, чревовещатели! Марш по теплушкам! (Вс. Иванов); Эй, вы! Кончайте скорее! (Достоевский); Ты! Бери его на мушку (Тренев); Тише, вы! (Антонов).
Примечание 1. Правила выделения знаками препинания обращений распространяются и на те случаи, когда обращение выражено не именем существительным, а другой частью речи или же существительным, но не в форме именительного падежа (такое обращение называет какой-либо признак лица, которому адресована речь), например: ...Глядите на меня, все! (Достоевский); – Здорово, шестая! – послышался густой, спокойный голос полковника (Куприн); Неуязвимые, лезьте по скользким скалам слов! (Маяковский); Здравствуй, в белом сарафане из серебряной парчи (Вяземский).
Примечание 2. Не являются обращениями и не выделяются запятыми названия лица или предмета, находящиеся при форме повелительного наклонения, если она употреблена в значении пожелания («пусть...»), например: Приходи к нему лечиться и корова и волчица (К. Чуковский); Всяк сверчок знай хвои шесток (пословица).
4. Если распространенное обращение разбито в предложении на части, то каждая из них выделяется запятыми, например: Крепче, конское, бей, копыто, отчеканивая шаг! (Багрицкий); За кровь и слезы жаждавший расплаты, тебя мы видим, сорок первый год (Щипачев).
5. Между двумя обращениями, связанными неповторяющимся союзом, запятая не ставится (как и при однородных членах предложения в этих условиях); например: Здравствуй, солнце да утро веселое! (Никитин).

Однородные члены предложения – это члены предложения, которые выполняют одну и ту же синтаксическую функцию. В предложении они относятся к одному слову и отвечают на один и тот же вопрос. Однородные члены предложения могут быть представлены любой самостоятельной частью речи (существительным, глаголом, прилагательным и т. д.) и указывать на предмет, признак, действие или обстоятельство.
Предложения с однородными членами относятся к осложненным предложениям.
Какие члены предложения могут быть однородными?
В качестве однородных могут выступать любые члены предложения. В таблице приведены примеры употребления однородных членов предложения с разной синтаксической ролью.
Член предложения
На какой вопрос отвечают
Примеры
Подлежащее
Кто? Что?
Маша, Саша и Витя гуляли во дворе.
У меня дома живут котенок и щенок.
Сказуемое
Что делать? Что сделать?
Сегодня на уроке мы приседали, бегали и прыгали.
Аня хорошо читает, пишет и говорит по-английски.
Определение
Какой? Каков?
Я купил желтые, красные и синие шарики.
Этот стол не большой, а маленький.

Дополнение
Вопросы косвенных падежей
Бабушка покормила цыплят и утят.
На картине художник изобразил поле и озеро.
Обстоятельство
Как? Где? Куда? Откуда? Когда? Зачем? Почему?
Зимой и весной нужно есть больше витаминов.
Тропинка шла то вверх, то вниз.


В некоторых случаях однородные члены предложения могут быть представлены разными частями речи, словосочетаниями, фразеологическими выражениями или оборотами, выполняющими одну синтаксическую функцию (Он отвечал на уроке (как?) уверенно, по делу, хорошо все обдумав).

Как найти однородные члены предложения?
Чтобы найти в предложении однородные члены, необходимо:

Выделить главные и второстепенные члены предложения;
Определить, какие члены предложения отвечают на один вопрос и относятся к одному слову;
Проверить, связаны ли они сочинительной или бессоюзной связью (произносятся ли с интонацией перечисления).
Пример: Женщина вышила цветок и птицу. Цветок и птицу – дополнения, отвечают на вопрос что?, относятся к слову вышила; соединены сочинительной связью, между ними стоит сочинительный союз и.

Иногда сразу несколько членов предложения могут быть однородными. Предложения такого типа чаще употребляются в письменной речи.

Примеры: Я и он вчера разговаривали и шутили (однородные члены предложения: я, он (подлежащие) и разговаривали, шутили (сказуемые)).
Пунктуация при однородных членах предложения
В предложениях однородные члены могут объединяться союзной и бессоюзной связью.

 ТОП-5 СТАТЕЙ
которые читают вместе с этой
1.Знаки препинания при однородных членах предложения
2.Предложения с однородными членами предложения - примеры
3.Имена существительные: однородные члены предложения
4.Грамматическая основа однородных предложений
5.Однородные члены предложения - как подчеркивать?
Вид связи
Союзы
Правила пунктуации
Примеры
Союзная
Соединительные или разделительные одиночные (и, или)
Между однородными членами предложения запятая не ставится
Приготовил салат из огурцов и помидоров.
Одиночные противительные (а, но, да), уступительный (хотя)
Перед союзом ставится запятая
Он опоздал, но пришел.
Повторяющиеся (то – то, и – и, или – или, ни – ни, да – да и др.)
Перед вторым и последующими союзами ставится запятая
То снег, то дождь идет.
Бессоюзная
Между однородными членами всегда ставится запятая
Он любовался картинами, скульптурами.
Если перед однородными членами предложения употребляется обобщающее слово, после него ставится двоеточие; если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, то перед ним ставится тире (Я люблю разные фрукты: яблоки, бананы и апельсины. О радостях, о неудачах, о любви – обо всем было в этой книге).
Однородные члены предложения изучаются на уроках русского языка в 4 классе.


Комментариев нет:

Отправить комментарий