Для коллег и студентов


Сочинение по личным впечатлениям

Цель для учителя: создать условия для подготовки к сочинению-описанию по личным впечатлениям;
Цель для учащихся: научиться отбирать материал для написания сочинения.
Задачи.
Личностные УУД:
-развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного,
-воспитывать любовь к родной природе,
-создавать внутреннюю мотивацию кучению.
Познавательные УУД:
-способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их литературно – творческих способностей,
-формировать умение строить речевое высказывание,
-формировать умение составлять план текста описания.
Метапредметные УУД:
-искать  и выделять информацию в соответствии с поставленной целью,
-формирование информационной компетенции работы с текстом.
Коммуникативные УУД:
-формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.
Регулятивные УУД:
-учить постановке  цели работы,
-учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.
Тип урока: урок развития речи
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, аудиозапись, таблицы.




Технологическая карта урока
Этапы урока
Деятельность учителя
          Деятельность учащихся
УУД
1.Постановка
учебной задачи.
Организа
ционный этап.
Мотивация учебной деятельности учащихся.

1. Вступительное слово учителя
- Найдите ответ к загадке:
Он слетает белой стаей и сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.
Он на солнышке румяный, под луною голубой.
Он за ворот и в карманы залетает сам собой.
- Как вы определили, что речь идёт о снеге?
2. Вспомните загадку и догадайтесь, что нам сегодня предстоит описывать? (Слайд 1)
- В этом году зима оказалась удивительно щедрой на мороз и снег. Проснёшься утром, посмотришь в окно и вспомнишь знакомые строки: «Мороз и солнце; день чудесный!»
«Под голубыми небесами
Великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит».
- Кто автор этих строк?
- Какая часть речи помогла вам отгадать загадку и помогла автору в описании?
3. Каковы цели нашего урока? (Научиться передавать красоту окружающего мира, находить слова, достойные того, чтобы выражать его неповторимость.)
- Отправимся в путешествие по этому беспредельному, великолепному, пышному царству зимы и возьмём в попутчики чуткий слух музыканта, пристрастный взгляд натуралиста, зоркий - художника; пусть будет вместе с нами яркое образное слово поэта и писателя.



Отгадывают загадку. Снег.









Тема урока: Сочинение описание зимы, снега.











Определили роль глаголов и имён прилагательных в тексте загадки: они называют действия и признаки предмета, о котором идёт речь, и тем самым помогают определить его.


Научиться передавать красоту окружающего мира, находить слова, достойные того, чтобы выражать его неповторимость.)


Личностные,
Мотивация








Регулятивные












Предметные






Регулятивные,
целеполагание








2. Учебная задача
Подготовка к сочинению-описанию
1. Работа с текстом.


















2. Беседа по личным наблюдениям





3. Литературный монтаж о первом снеге












































4. Работа с текстом


































5.Словарная работа
(Анализ таблицы «Снежные слова»)




























1. Работа с текстом. На фоне пьесы «Тройка»(Музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель») (Слайд 2) Учитель читает отрывок из «Разговора о снеге» Б. Петрова:
…Вдруг земля становится белой. На долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым, холодным, духовитым. Снег. Снега… Белы снеги, снегурка, снежень, снеговик…снега во всю Россию.
Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение, будто возносишься на качелях. Представятся вдруг молчаливые заснеженные просеки, оснеженные поля с тёмными лесными островами…
Снег ты наш, снежище, снежик… снега во всю Россию.
- Какие однокоренные слова к слову «снег» подбирает автор этого текста?
- Какие ощущения вызывают у него эти слова?
2. Беседа по личным наблюдениям
- По моей просьбе вы наблюдали за снегом. Поделитесь своими наблюдениями.
- Каков же снег?
- Всегда ли он одинаков?
- Отчего зависит состояние, вид снега? (Слайд 3)
3. Литературный монтаж о первом снеге
- Перевернём странички зимы назад и вспомним самое начало её. Определите, какие выразительные средства языка использовали авторы этих текстов. На фоне «Вальса» (музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель») (Слайд 4) звучит литературный монтаж о первом снеге, заранее подготовленный учащимися.





- Как охарактеризован первый снег в прослушанных произведениях?
- Почему он робок и тих?
- Какие ещё слова и выражения вам показались интересными, необычными?
- Какие выразительные средства языка использовали авторы этих текстов?












- Так было в начале зимы. Мы с вами живём в её середине. Чем отличается снег сейчас от самого первого? Что же вы увидели, проводя по моей просьбе наблюдения за снегом? (Ребята делятся своими наблюдениями, рассказывают, что они увидели в заснеженном, парке, лесу.) (Слайды 5,6)
4. Работа с текстом
- А вот что рассказал о январском снеге С. Иванов, чьи наблюдения из серии «Каким бывает снег?» (Слайд7) мы сегодня уже слышали:
Силён и спокоен январский снег. Тяжёлым холодным одеялом накрывает он поля. Тянет к земле деревья...
Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в небо. А небо сине, бездонно. Глянешь из окошка - что за день чудесный! Прямо весна!
Но потом выйдешь, и дух захватит. И сейчас же пожалеешь, что не взял вторых рукавиц... Мороз, ну и морозище! Много cнегу - много и холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет.
Через поле проложена синяя тропинка. Идёшь по ней - ногу ставишь осторожно, как канатоходец. Чуть неверный шаг - по колено, а то и по пояс провалился в сыпучее снежное болото... (Слайд 8)
- Каким же увидел автор январский снег? Сравните с описаниями первого снега.
- Что ещё показалось вам интересным в этой зарисовке?
- Какие выразительные средства языка использовал автор?
- А каким становится снег весной? (Слайд 9)

5. Словарная работа
(Анализ таблицы «Снежные слова»)
Цвет, краски





Снежный покров на взгляд и на ощупь



Звуки



- Вы уже заметили, как нелегко бывает найти нужное слово, чтобы передать собственное впечатление, поделиться с читающим или слушающим своим настроением. Чтобы и наша речь стала богатой, мы будем использовать находки мастеров слова. А чтобы более стройно, логично, красиво организовать наши мысли, мы обращаемся к плану. Я предлагаю вам свой план, но вы можете создать свой. (Слайд 10)
На партах у каждого лежат таблицы.
По ходу урока заполняют ее словами и фразами для передачи
Цвета, красок снега
Снежный покров на взгляд и на ощупь
Звуки




















Слушают товарищей, заполняют таблицу.







Утром кот
Принёс на лапках
Первый снег!
Первый снег!
Он имеет вкус и запах,
Первый снег!
Первый снег!
Он кружится,
лёгкий,новый
У ребят над головой,
Он успел
Платок пуховый
Расстелить
На мостовой…
(Я. Аким)
Спит первый снег.
Открыт букварь зимы.
Его ещё не прочитали мы.
Но вот уже на первую
страницу
Вспорхнула пёстрой
буковкой синица.
Она звенит, как маленький звонок.
Как будто первый начался урок...
(А. Горбунова)
Самый первый снег робок и тих. Ложится на чёрную октябрьскую землю: «Ой! Извините!» И тает. Лишь кое-где притаится по бороздкам, оставшимся от змеиного следа последнего велосипедиста.
Первый снег. Он лежит словно просто для красоты - чтобы лишь подчеркнуть, как черна напившаяся осенней воды земля, как озимое поле свежо сверкает... Небо серое, снежок белый и лёгкий, словно на акварельном рисунке...
(С. Иванов)

Слушают товарищей, заполняют таблицу.










Слушают текст, отбирают нужное.
Заполняют таблицу.






















Отвечают на вопросы.






Зачитывают подобранные самими детьми отрывки художественных текстов.
Заполняют таблицу.

Нетронутая белизна снега, сиреневый, золотисто-розовый, голубой, густо-синий в тени, опаловый в лунную ночь, переливающийся звёздами, ослепительно блестящий на солнце…

Воздушно-лёгкие снега, воздушная пышность, глубокий, хрупкий, ноздреватый, рыхлый, пушистый, зернистый…

Сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки, звенел, хрустел…




















Личностные
Эстетические






















Познавательные
Умение отбирать главное,
Заполнять таблицу



Умение работать с дополнительной литературой,
Подбирать материал по
Теме







































Умение анализировать материал, заполнять таблицу
































Регулятивные
Оценка своей работы, коррекция































3. Результат работы.
1. Составление плана сочинения.




2. Творческая работа.


Я предлагаю вам разделиться на группы по 4 человека. В группах обсудите с чего можно начать сочинение, что будет в основной части, как закончить работу.
На листах составьте примерный план сочинения.
На черновиках составьте, запишите несколько предложений по теме.
Подумайте в какой части сочинения будет расположен ваш фрагмент.
Слушаем мини-сочинения. Обсуждаем. Советуем, как улучшить.


Работа в группах, разработка плана сочинения.





Пишут индивидуальные творческие работы, зарисовки по теме.



Слушают работы товарищей, корректируют.
Коммуникативные
Умение работать в группе
Регулятивные
Учиться составлять план
Предметные
Составление плана текста описания природы
Личностные Мета
Предиетные
Развитие речи учащихся
Регулятивные
4. Подведение итога. Рефлексия

Д.З.
-Напишите дома черновик сочинения.
-Что мы делали сегодня на уроке?
-Чему научились?
- Что особенно понравилось на уроке? Запомнилось?
-Что показалось трудным на уроке?
-Достаточно ли вам материала для написания сочинения? (Слайд 11)




Научились: отбирать материал к сочинению, заполнять таблицу, составлять план сочинения, самостоятельно работать  с худ. литературой, работать в группах…



Регулятивные
Самоанализ
самооценка

Тема: подготовка к сочинению по личным впечатлениям.

Цель: научиться отбирать материал для написания сочинения.
Задачи:
-образовательные: учиться описывать природу по личным впечатлениям, пользуясь при этом выразительной, красивой речью;
-развивающие: способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их литературно – творческих способностей
-воспитательные: учить видеть красоту окружающего мира и находить слова, достойные того, чтобы выражать его неповторимость; содействовать воспитанию любви к природе.
Планируемые результаты.
Предметные. Знать о стилях сочинения; начало и конец рассказа как элемент композиции. Уметь составлять собственный текст-описание разговорного стиля по личным впечатлениям.
Метапредметные. Способность адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; владеть повествованием как одним из видов монолога; способность создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания .
Личностные. Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме.
Тип урока: урок развития речи
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация

Ход урока.


I. Организационный этап
II. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (слайд 1-2)
Прослушайте стихотворение и ответе на вопросы:
-С помощью чего поэт описал состояние природы в момент наступления зимы?
-Мы можем описать зиму?
-Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
III. Подготовка к сочинению-описанию. (слайд 3)
-Какие типы речи вы знаете?
-Что такое описание?
-Чем оно отличается от других типов речи?
-Какой тип речи мы можем использовать при написании сочинения?
Игра «Наряди ёлку» (слайд 4)
Учитель читает отрывок из «Разговора о снеге» Б. Петрова (слайд 5):
«…Вдруг земля становится белой. На долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым, холодным, духовитым. Снег. Снега… Белы снеги, снегурка, снежень, снеговик…снега во всю Россию.
Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение, будто возносишься на качелях. Представятся вдруг молчаливые заснеженные просеки, оснеженные поля с тёмными лесными островами…
Снег ты наш, снежище, снежик… снега во всю Россию».
- Какие однокоренные слова к слову «снег» подбирает автор этого текста?
- Какие ощущения вызывают у него эти слова?
Литературный монтаж о первом снеге ( слайды 6-8)
- Перевернём странички зимы назад и вспомним самое начало её. Определите, какие выразительные средства языка использовали авторы этих текстов.
Утром кот
Принёс на лапках
Первый снег!
Первый снег!
Он имеет вкус и запах,
Первый снег!
Первый снег!
Он кружится,
лёгкий,
новый,
У ребят над головой,
Он успел
Платок пуховый
Расстелить
На мостовой…
(Я. Аким)
Самый первый снег робок и тих. Ложится на чёрную октябрьскую землю: «Ой! Извините!» И тает. Лишь кое-где притаится по бороздкам, оставшимся от змеиного следа последнего велосипедиста.
Первый снег. Он лежит словно просто для красоты - чтобы лишь подчеркнуть, как черна напившаяся осенней воды земля, как озимое поле свежо сверкает... Небо серое, снежок белый и лёгкий, словно на акварельном рисунке...
(С. Иванов)
Спит первый снег.
Открыт букварь зимы.
Его ещё не прочитали мы.
Но вот уже на первую страницу
Вспорхнула пёстрой буковкой синица.
Она звенит, как маленький звонок.
Как будто первый начался урок...
(А. Горбунова)
Класс отвечает на вопросы:
- Как охарактеризован первый снег в прослушанных произведениях?
- Почему он робок и тих?
- Какие ещё слова и выражения вам показались интересными, необычными?
- Так было в начале зимы. Мы с вами живём в её середине. Чем отличается снег сейчас от самого первого?
ФИЗМИНУТКА.
Работа с текстом
- А вот что рассказал о январском снеге С. Иванов (слайд 9):
«Силён и спокоен январский снег. Тяжёлым холодным одеялом накрывает он поля. Тянет к земле деревья...
Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в небо. А небо сине, бездонно. Глянешь из окошка - что за день чудесный! Прямо весна!
Но потом выйдешь, и дух захватит. И сейчас же пожалеешь, что не взял вторых рукавиц... Мороз, ну и морозище! Много cнегу - много и холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет.
Через поле проложена синяя тропинка. Идёшь по ней - ногу ставишь осторожно, как канатоходец. Чуть неверный шаг - по колено, а то и по пояс провалился в сыпучее снежное болото...»
- Каким же увидел автор январский снег? Сравните с описаниями первого снега.
- Что ещё показалось вам интересным в этой зарисовке?
Словарная работа
- А теперь посмотрим на снег глазами художника, попытаемся пощупать его и прислушаться к нему. (Анализ таблицы «Снежные слова») (слайд 10)
Нетронутая белизна снега, сиреневый, золотисто-розовый, голубой, густо-синий в тени, опаловый в лунную ночь, переливающийся звёздами, ослепительно блестящий на солнце…
А ещё?
Снежный покров на взгляд и на ощупь
Воздушно-лёгкие снега, воздушная пышность, глубокий, хрупкий, ноздреватый, рыхлый, пушистый, зернистый…
А ещё?
Звуки
Сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки, звенел, хрустел…
А ещё?
- Вы уже заметили, как нелегко бывает найти нужное слово, чтобы передать собственное впечатление, поделиться с читающим или слушающим своим настроением. Чтобы и наша речь стала богатой, мы будем использовать находки мастеров слова. А чтобы более стройно, логично, красиво организовать наши мысли, мы обращаемся к плану. Я предлагаю вам свой план, но вы можете создать свой. (Слайд 11)
Игра «Закончи фразу» (слайд 12-13)
IV. Подведение итогов. (слайд 14)
-Чему вы научились на уроке?
- Что на уроке вам понравилось?
- Что не понравилось?
- Сможете ли вы теперь самостоятельно написать сочинение?
V. Домашнее задание: написать сочинение.










Тема: подготовка к сочинению по личным впечатлениям.

Цель: научиться отбирать материал для написания сочинения.
Задачи:
-образовательные: учиться описывать природу по личным впечатлениям, пользуясь при этом выразительной, красивой речью;
-развивающие: способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их литературно – творческих способностей
-воспитательные: учить видеть красоту окружающего мира и находить слова, достойные того, чтобы выражать его неповторимость; содействовать воспитанию любви к природе.
Планируемые результаты.
Предметные. Знать о стилях сочинения; начало и конец рассказа как элемент композиции. Уметь составлять собственный текст-описание разговорного стиля по личным впечатлениям.
Метапредметные. Способность адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; владеть повествованием как одним из видов монолога; способность создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания .
Личностные. Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме.
Тип урока: урок развития речи.

Ход урока.


I. Организационный этап
II. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Прослушайте стихотворение и ответе на вопросы:
И.З. Суриков «Зима»
Белый снег, пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле побелело,
Точно пеленою все его одело.

Темный лес что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно…
Божьи дни коротки, солнце светит мало,
Вот пришли морозцы - и зима настала.

Труженик-крестьянин вытащил санишки,
Снеговые горы строят ребятишки.
Уж давно крестьянин ждал зимы и стужи,
И избу соломой он укрыл снаружи.

Чтобы в избу ветер не проник сквозь щели,
Не надули б снега вьюги и метели.
Он теперь покоен - все кругом укрыто,
И ему не страшен злой мороз, сердитый.
-С помощью чего поэт описал состояние природы в момент наступления зимы?
-Мы можем описать зиму?
-Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
III. Подготовка к сочинению-описанию.
-Какие типы речи вы знаете?
-Что такое описание?
-Чем оно отличается от других типов речи?
-Какой тип речи мы можем использовать при написании сочинения?

Учитель читает отрывок из «Разговора о снеге» Б. Петрова:
«…Вдруг земля становится белой. На долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым, холодным, духовитым. Снег. Снега… Белы снеги, снегурка, снежень, снеговик…снега во всю Россию.
Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение, будто возносишься на качелях. Представятся вдруг молчаливые заснеженные просеки, оснеженные поля с тёмными лесными островами…
Снег ты наш, снежище, снежик… снега во всю Россию».
- Какие однокоренные слова к слову «снег» подбирает автор этого текста?
- Какие ощущения вызывают у него эти слова?
Литературный монтаж о первом снег
- Перевернём странички зимы назад и вспомним самое начало её. Определите, какие выразительные средства языка использовали авторы этих текстов.
Утром кот
Принёс на лапках
Первый снег!
Первый снег!
Он имеет вкус и запах,
Первый снег!
Первый снег!
Он кружится,
лёгкий,
новый,
У ребят над головой,
Он успел
Платок пуховый
Расстелить
На мостовой…
(Я. Аким)
Самый первый снег робок и тих. Ложится на чёрную октябрьскую землю: «Ой! Извините!» И тает. Лишь кое-где притаится по бороздкам, оставшимся от змеиного следа последнего велосипедиста.
Первый снег. Он лежит словно просто для красоты - чтобы лишь подчеркнуть, как черна напившаяся осенней воды земля, как озимое поле свежо сверкает... Небо серое, снежок белый и лёгкий, словно на акварельном рисунке...
(С. Иванов)
Спит первый снег.
Открыт букварь зимы.
Его ещё не прочитали мы.
Но вот уже на первую страницу
Вспорхнула пёстрой буковкой синица.
Она звенит, как маленький звонок.
Как будто первый начался урок...
(А. Горбунова)
Класс отвечает на вопросы:
- Как охарактеризован первый снег в прослушанных произведениях?
- Почему он робок и тих?
- Какие ещё слова и выражения вам показались интересными, необычными?
- Так было в начале зимы. Мы с вами живём в её середине. Чем отличается снег сейчас от самого первого?
ФИЗМИНУТКА.
Работа с текстом
- А вот что рассказал о январском снеге С. Иванов:
«Силён и спокоен январский снег. Тяжёлым холодным одеялом накрывает он поля. Тянет к земле деревья...
Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в небо. А небо сине, бездонно. Глянешь из окошка - что за день чудесный! Прямо весна!
Но потом выйдешь, и дух захватит. И сейчас же пожалеешь, что не взял вторых рукавиц... Мороз, ну и морозище! Много cнегу - много и холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет.
Через поле проложена синяя тропинка. Идёшь по ней - ногу ставишь осторожно, как канатоходец. Чуть неверный шаг - по колено, а то и по пояс провалился в сыпучее снежное болото...»
- Каким же увидел автор январский снег? Сравните с описаниями первого снега.
- Что ещё показалось вам интересным в этой зарисовке?
Словарная работа
- А теперь посмотрим на снег глазами художника, попытаемся пощупать его и прислушаться к нему. (Анализ таблицы «Снежные слова»)
Нетронутая белизна снега, сиреневый, золотисто-розовый, голубой, густо-синий в тени, опаловый в лунную ночь, переливающийся звёздами, ослепительно блестящий на солнце…
А ещё?
Снежный покров на взгляд и на ощупь
Воздушно-лёгкие снега, воздушная пышность, глубокий, хрупкий, ноздреватый, рыхлый, пушистый, зернистый…
А ещё?
Звуки
Сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки, звенел, хрустел…
А ещё?
- Вы уже заметили, как нелегко бывает найти нужное слово, чтобы передать собственное впечатление, поделиться с читающим или слушающим своим настроением. Чтобы и наша речь стала богатой, мы будем использовать находки мастеров слова. А чтобы более стройно, логично, красиво организовать наши мысли, мы обращаемся к плану. Я предлагаю вам свой план, но вы можете создать свой.
Примерный план:
1.Вступление. Как зима беспредельна!
2. Основная часть. Снежное покрывало
Снег на деревьях и домах
Снежные забавы
3. Заключение. Снег да снег кругом

IV. Подведение итогов.
-Чему вы научились на уроке?
- Что на уроке вам понравилось?
- Что не понравилось?
- Сможете ли вы теперь самостоятельно написать сочинение?
V. Домашнее задание: написать сочинение.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МОРФЕМИКИ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Целью данной работы является исследование системы изучения основных понятий морфемики и словообразования в современной начальной школе.
Изучение материала по морфемному составу слов и словообразованию служит цели развития мышления и речи м школьников , цели вооружения их системой знаний о языке, что имеет большое общеобразовательное значение. Получаемые знания, формируемые умения и навыки, помогают младшим школьникам разобраться в закономерностях словообразования  и формообразования (без чего невозможно полноценное усвоение грамматики), создают базу для сознательного овладения правописанием.
Среди многочисленных методических задач, которые стоят  перед учителем при разработке уроков по темам данных разделов, одна из важнейших – формирование у детей действий морфемного и словообразовательного анализа слов.
Программы по русскому языку современных вариативных УМК при изучении структуры слова ориентируется не только на изучение морфемной структуры слова, но и на словообразовательную структуру и элементарный словообразовательный анализ. Такое изучение структуры слова не гарантирует сознательного и мотивированного анализа морфемной и словообразовательной структуры учащимися.
Поэтому для эффективного обучения необходимо, с одной стороны, более глубокое изучение понятий морфемики и словообразования. С другой стороны, необходимо более современная методическая система, способная обеспечить не механический разбор слов по составу, а сознательное мотивированное выделение детьми всех морфем слова. Это будет способствовать развитию языковой компетенции и речевому развитию младших школьников.
Методика работы над каждой из морфем имеет свои особенности, поскольку их лингвистическая сущность специфична.
Особенности изучения корня. При формировании понятия «корень» младшие школьники ориентируются на три признака корня, которые в обобщенном виде можно представить в следующей формулировке: «Корень — главная часть слова, которая является общей для всех однокоренных слов. В корне заключается общий смысл всех однокоренных слов».

Методика работы над корнем,— это раскрытие, с одной стороны, роли корня как ядра лексического значения слова, с другой стороны, усвоение корня как общей части родственных слов, в которой заключена общность семантики этих слов.

Особенности изучения приставок.  Существенными признаками приставки являются:
а) ее словообразовательная функция (реже — формообразующая);
б) место по отношению к корню (всегда стоит перед корнем);
в) приставки образуют новое слово того же лексико-грамматического разряда, что и производящее, так как присоединяются к уже грамматически оформленному слову (прыгнуть — выпрыгнуть, перепрыгнуть и т. д.).
В начальных классах учащиеся изучают два первых признака и усваивают следующее определение: «Приставка — часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов».
С семантической ролью приставок удобнее всего познакомить учащихся на примере глаголов, поскольку для глаголов префиксальный способ образования является наиболее типичным. При этом приставочные глаголы образуются от бесприставочных. Последнее обстоятельство имеет большое дидактическое значение: возникает возможность сравнения однокоренных глаголов без приставки и с приставкой и, таким образом, создаются условия, в которых семантическая роль приставки выступает особенно отчетливо (например: везти, но вывезти за город, перевезти с одного берега на другой и т. д.).

Для ознакомления с семантикой приставок можно использовать и отглагольные существительные (хотя их употребление в детской речи ограничено), например: вход, выход, переход; вылет, прилет, перелет; записка, переписка и др.)

           При выяснении значений приставок учитывается и то обстоятельство, что семантика приставки особенно отчетливо проявляется в условиях предложного управления, когда в значении приставки и предлога много общего. Например, в словосочетании вбежал в комнату и приставка и предлог указывают направление движения внутрь чего-либо, в словосочетании отплыть от берега приставка и предлог имеют значение удаления, в словосочетании подъехать к дому приставка и предлог указывают на приближение к объекту и т. д.
В русском языке существуют многозначные приставки и приставки с синонимичным значением. Поэтому для ознакомления с семантикой приставок и их словообразовательной ролью необходимо отбирать приставки, имеющие четкое выраженное значение и наиболее употребительные в детской речи.
Усвоение младшими школьниками словообразовательной роли приставок по самой своей сути связано с пониманием их смыслового значения. Основным в осознании словообразовательной роли приставки является знание того, что приставка не механически присоединяется к слову, а «включает» в его лексическое значение свой смысловой оттенок и вследствие этого создается новое слово.
Как считает М.Р. Львов, для осознания учащимися словообразовательной роли приставок в единстве с их смысловым значением результативными являются следующие группы упражнений.
Первая группа упражнений включает задания, основанные на сравнении однокоренных слов, семантическое различие между которыми обусловлено разными приставками. Пример такого задания: «От слова ходить образуйте новые слова, используя приставки в-, вы-. Сравните полученные слова по смыслу и по составу. Чем они сходны? Какая часть слова делает их противоположными по смыслу? Составьте предложения».
Упражнения данной группы нацелены на развитие у учащихся умения абстрагировать смысловое значение приставки от значения, которое заключено в корне.
Вторая группа упражнений характеризуется сравнением одной и той же приставки в разных словах или сравнением приставок, имеющих близкое значение. Цель упражнений — элементарное обобщение знаний о семантике приставок. Например, учащимся предлагается сравнить слова надломить, надписать, надрезать,— установить, чем они сходны со смысловой стороны (обозначают неполноту действия). Какая часть слова передает неполноту действия?
Третью группу составляют лексико-грамматический и лексико-стилистический анализ текста. Упражнения способствуют развитию точного и осознанного употребления в речи слов с приставками.

Наряду с наблюдениями над семантикой и словообразовательной ролью приставок, проводится также работа и над формированием навыка слитного и графически правильного написания приставок. В начальных классах, как известно, отрабатывается написание таких приставок, которые пишутся всегда одинаково, независимо от произношения (о-, об-, от-, ото-, по-, до-, с-, со-, за-, на-, над-, под-, в-, во-, пере-). Чтобы создать учащимся условия для лучшего запоминания графического образа приставок, целесообразно проводить классификацию последних (приставки с буквой о, приставки с буквой а и т. д.). Учащиеся упражняются в правописании гласных и согласных букв в приставках. Проводится специальная работа над сопоставлением и противопоставлением предлогов и приставок.

Особенности изучения суффикса. Основная задача изучения данной морфемы — познакомить учащихся с ролью суффиксов в слове и на этой основе развивать у школьников умение осознанно использовать слова с суффиксами в своей речи. Важно приблизить учащихся к пониманию того, что с помощью суффикса можно образовать слово с новым лексическим значением (имеются в виду словообразовательные суффиксы), а также придать слову тот или иной смысловой оттенок: указать на размер предмета, меру качества предмета, свое отношение к предмету (имеются в виду суффиксы оценки).
В начальных классах не ставится задача формирования навыков правописания суффиксов и лишь в предварительной форме учащиеся знакомятся с написанием некоторых наиболее употребительных в детской речи суффиксов, которые имеют постоянное графическое начертание (-очк-, -ечк-, -евн-, -овн-, -еньк-, -оньк-, -ость...) и не требуют знания правил.
Работа над усвоением учащимися функции суффикса в слове сочетается с выяснением семантики некоторых суффиксов и с установлением грамматических признаков производного слова (первоначальный уровень).
Например, чтобы познакомить учащихся со словообразовательной ролью суффиксов, учитель широко привлекает суффиксы, с помощью которых образуются слова — названия различного рода предметов (апельсин, фиалка), а также слова, обозначающие людей по их занятиям (баскетболист) и т. д. Учащиеся сравнивают между собой однокоренные слова, устанавливают между ними сходство и различие как по составу, так и по лексическому значению. На основе результатов сравнения делается вывод о том, что смысловое различие между данными словами передается с помощью суффикса, что именно с помощью суффикса от одного слова образовалось другое (типа: море — моряк, будить — будильник, холодить — холодильник, мир – мирный, мандарин – мандаринчик и т. д.).
Аналогично при знакомстве со значением уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов учитель опирается на конкретные представления учащихся и переходит от сравнения объектов действительности к сравнению слов как названий этих объектов. В частности, при наблюдении над суффиксами (-ок, -ик, -к-, -ищ) производится сравнение между собой предметов или их отдельных частей по размеру: большой дуб и маленький дубок, лапки и лапища.
Осознанию учащимися роли суффикса способствует также сопоставление суффикса с приставкой и окончанием.
Суффикс сравнивается с приставкой в целях установления сходства их словообразовательной роли и различия с учетом того места, которое они занимают в слове. Особенно эффективным оказывается сравнение тогда, когда оно проводится в процессе выполнения словообразовательных упражнений, и, таким образом, роль приставки и суффикса выступает наиболее наглядно (например: сказать — подсказать — подсказка, возить — перевозить — перевозка и т. п.).

Суффиксы сравниваются с окончанием для того, чтобы предотвратить их отождествление учащимися. Сравнение проводится на основе выяснения словообразовательной роли суффикса и формообразующей роли окончания (практически). При этом большое значение имеет варьирование учебного материала, который используется для ознакомления с суффиксами. Варьирование происходит с учетом одного из несущественных признаков суффикса, а именно: суффикс может стоять перед нулевым окончанием (дубок, домик) и перед материально выраженным окончанием (ягодка, сосновый и т. д.)

Особенности изучения окончания. Особым своеобразием по сравнению с приставкой и суффиксом, отличается окончание, для которого ведущей является грамматическая функция. Первоначальное представление об окончании как изменяемой части слова, с помощью которой устанавливается связь слов в предложении, складывается у учащихся при выполнении упражнений, включающих задания, направленные на изменение формы слова в зависимости от сочетания его с другими словами в предложении. Усвоение учащимися синтаксической функции окончания происходит на основе (а точнее, в процессе).
Для усвоения и закрепления материала по теме «Состав слова» учащимся предлогала комплекс заданий и упражнений. Упражнения не занимают много времени на уроке, ни в коем случае не могут проводиться в ущерб усвоению детьми знаний по изучаемой в данное время программной теме.
Упражнение 1. Добавьте нужные приставки к существительному корню: - отека-;
Упражнение 3. При помощи суффикса образуйте слова, обозначающие лицо  по профессии:
Баскетбол – (баскетбол – ист);
Сноубординг – (сноуборд – ист);
Бейсбол – (бейсбол – ист);
Дзюдо – (дзюдо-ист);
Биатлон – (биатлон-ист);
Каратэ – (карат-ист);
Бокс – (бокс – ер);
Пиар – (пиар – щик).
Одним из эффективных способов преодоления ограниченности словаря, развития языковой интуиции являются упражнения в словообразовании имен существительных и прилагательных. Ученикам можно давать отдельные слова для образования от них новых слов при помощи того суффикса, который  был в только что разобранном слове. Со словами, образованными детьми, можно составить предложения.
Слово, которое разбирают дети по составу
Словообразовательный суффикс в нем
Слова, от которых требуется образовать существительное или прилагательное с данным суффиксом
Имена существительные
Советник
-ник-
Лес, школа, лыжи, путь, помощь, двор, чин
Парашютист
-ист-
Трактор, баян, хоккей, бейсбол, программа, дзюдо, каратэ, флора
Удочка
-очк-
Кисть, кофта, карта, черта, лента, ваза, рама
Имена прилагательные
Интересная книга
-н-
Лес, луна, осень, длина, облако, футбол, радость, вкус, свобода, компьютер
Осиновая роща
-ов-
Шелк, малина, плод, сосна, гроза, рябина, роза, ромашка, резина
Смолистый запах
-ист-
Камень, пух, болото, ветвь, золото, пятно,
Дождливая погода
-лив-
Крик, счастье, талант, сон, хлопоты
Данные упражнения направлены на расширение, обогащения, активизацию словарного запаса  учащихся новыми словами. Они могут быть, хорошей практической подготовкой к изучению суффиксов названных частей речи в средней школе.

                                  Сочинение по картине
Тема: Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине В.М.Васнецова «Богатыри».
Цель:
1 Обучение анализу образной системы данного живописного произведения Развитие умения воспринимать содержание картины, ее композицию, детали; выражать свое отношение к изображенному, точно употреблять слова и словосочетания в тексте.
2.Формирование умений составлять рассказ по плану.
3. Формирование навыков самостоятельной работы над сочинением по картине.
4. Воспитание чувства гордости за свою Родину, патриотизма.
Оборудование:
1.Слайды с  картинами В.М. Васнецова
2. Картина В.М.Васнецова «Богатыри»
3. Орфографические, толковые словари
1.    Организационный момент.
2.    Объявление темы урока 
Обучение связной речи по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри». На первом уроке проведем подготовительную работу по написанию сочинения по этой картине
- Какие задачи будут стоять перед нами?
Мы должны описать содержание картины и передать то, что хотел сказать художник своей работой, то есть замысел картины.
- Назовите синоним к слову «картина» (полотно).
- Найдите значение этого слова в толковом словаре.
- Сегодня мы работаем с вами над полотном художника В.М.Васнецова «Богатыри». Это произведение относится к портретной живописи.
3. Беседа о художнике.
Виктор Михайлович Васнецов родился и жил в детстве в Вятском крае, где было много дремучих лесов. Он был впечатлительным мальчиком, надолго запомнил сказки и былины, которые часто слушал в детстве. Разные чудеса, богатыри с подвигами вошли в его художественное творчество. Картину “Богатыри” он писал 20 лет с небольшими перерывами. Он долго выбирал подходящих натурщиков, изучал былины и предметы старинного народного творчества.
В.М.Васнецов – великий русский художник. Им созданы проект фасада Третьяковской галереи, расписаны стены Владимирского собора в Киеве, множество картин на сказочные сюжеты (показ слайдов «Аленушка», «Витязь на распутье», «Снегурочка»)
Еще, будучи юношей, он увлекся былинами, протяжными и неторопливыми, как дорога в степи. Представлялось юноше, как ковыль шумит под ветром, соколы парят в синем небе, раздается глухой конский топот.
Не туман в поле поднимается,
Не снега в поле белеют,
Едет Илья Муромец по русской степи…
-Чем былина отличается от песни?
Слова былины ласковые, издалека идущие, похожи на задушевные песни его детства. Только склад у былины другой, и герои её не добры молодцы, а богатыри -победители.
4. Рассматривание картиныАнализ содержания картины.
- Будем разбирать вопросы и сразу же выбирать опорные слова, словосочетания, которые можно использовать в сочинении и вписывать в приложение (у каждого ученика на парте)
- Кто является героями былин? (Богатыри)
- Назовите имена самых популярных на Руси богатырей (Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич)
- Как называется картина? Почему? («Богатыри», показывает силу, мощь русского народа).
- Кого вы видите в центре картины? Илья Муромец.
- Каким изобразил художник Илью Муромца? (сильным, смелым, храбрым богатырем; сила чувствуется в его богатырской фигуре; он полон огромной спокойной мощи).
Под славным городом Киевом
На тех на степях на днепровских
Стояла застава богатырская.
На заставе был богатырь Илья,                                 читает ученик
Илья Муромец, сын Иванович…
А и конь под Ильей, словно лютый зверь,
А сам на коне, как ясный сокол!
- Как автор передал мощь и силу Ильи Муромца? (спокойно, уверенно сидит на своем вороном коне, неторопливо всматривается вдаль из-под руки; в глазах – твердость и уверенность; доброе лицо сурово; простой круглый шлем, крепкая стальная кольчуга и металлический шлем защищают его тело).
- Что такое кольчуга? Найдите толкование этого слова в словаре.
Острое копье на красном древке лежит поперек спины коня, видны стрелы в колчане.
- Встретилось старое или старинное слово колчан? Что означает? Обратимся к словарю.
Легко поднял он свою руку, на которой висит громадная тяжесть – тяжелая палица.
По Ожегову палица – старинное оружие – тяжелая дубинка с утолщенным концом.
-Каким показан конь Ильи Муромца? (конь под стать богатырю, такой же могучий, сильный и спокойный: вороной конь Ильи тяжел и могуч; конь стоит, точно в землю врос)
- Какие подвиги совершил Илья Муромец? (одолел Соловья - Разбойника).
Кого победил Добрыня? (победил многоглавого Змея- Горыныча)
Добрыня тоже обладает огромной физической силой, мужеством, храбростью, но отличается от других богатырей учтивостью, дипломатичностью. Поэтому он часто выступает в роли дипломата, посла, свата. Благородная осанка, прямой нос, светлый взгляд из-под бровей. Искусен в бою. Одет богато, красиво.
И был на заставе Добрыня Никитич, млад.
И пошел его конь богатырский                                        читает ученик
С горы на гору перескакивать,
С холма на холмы перемахивать.
- Как художник подчеркнул богатое происхождение Добрыни Никитича? (поверх тонкой серебряной кольчуги пластинчатая броня; на груди золотая цепь; шлем фигурный, щит красного цвета, на нем драгоценные камни, конь у него в нарядной сбруе).
- Дайте толкование слова сбруя.
Конь Добрыни тоже очень красив и силен.
-Чем отличается Алеша Попович от других богатырей? (сидит на коне расслабившись, задумчив. Одной рукой он держит лук со стрелами, а другой плетку. Алеша Попович не богатырского сложения, как Илья и Добрыня, видимо он сражается с врагами не богатырской силой, а смекалкой и находчивостью. Остроумен, жизнерадостен).
Его рыжий конь низко опустил голову, намереваясь пощипать степную травку. Но уши он навострил, ожидает приказа.
А и был там Алеша Попович млад,
Что из красна города из Ростова.
………………………………………
А и в те поры он догадлив был:                                        читает ученик
Свой тугой лук разрывчатый отстегивал
От правого, от стремячка булатного,
Накладывал-то стрелочку каленую,
А натягивал тетивочку шелковеньку.
-Посмотрите на картину В.М.Васнецова. Какие мысли, чувства возникли у вас при рассматривании картины?
 (учитель дополняет:  художнику, удалось создать яркий былинный образ народной богатырской силы, которая способна защитить русскую землю от любого врага).
И вот появилась на полотне русская богатырская застава. Три богатыря сидели на конях и смотрели вдаль.
- Где стоит застава? (место неконкретное – вся Русь)
- Когда происходит действие? (древняя Русь)
Чтобы это подчеркнуть, художник построил картину особым образом. Всадники заняли все пространство картины. Группа изображена на светлом фоне неба  и поэтому выделяется крупным, выразительным силуэтом.
Мы видим богатырей как бы снизу – с земли, и от этого они выглядят торжественно, олицетворяют народную силу.
1.    Какое выражение лица у богатырей? Как вы думаете, о чем они размышляют? (суровое, полное решимости отстоять свою землю, они уже готовы дать отпор врагу)
2.    Что можно сказать о природе, которая их окружает? (бескрайний простор полей, желтый ковыль, зеленые холмы; в небе клубятся белые тяжелые облака; пейзаж суровый, строгий; пасмурное осеннее небо; засыхающая трава; пейзаж природы создает впечатление стойкости воинов)
- На границе степи и леса стоят богатыри. Прекрасны, суровы необъятные просторы Родины. Величественна, тревожна природа в минуты опасности. Колорит картины, гармония красок усиливает настроение торжественности и боевой тревоги. В соседстве с темно-зелеными, приглушенными серыми тонами особенно выразителен неяркий красный цвет щита Добрыни Никитича, копья Ильи Муромца, одежды Алеши Поповича, флажка на его шлеме. Цветовая гамма создает праздничное настроение, радует глаз, вселяет веру в человека
5. Составление плана.
- Чтобы получился рассказ по картине, составим план сочинения.
В этом поможет памятка «Как составить рассказ по картине?»
- Как начать сочинение по картине? (об авторе, как писалась картина).
- О чем скажем в основной части? (опишем героев).
- Чем закончить рассказ? О чем сказать в заключительной части? (о настроении, о чувствах, которые вызывает картина)
ПЛАН.
1.    Вступление о Васнецове и его картине
2.    Описание картины
а) Илья Муромец (внешний вид, снаряжение) и его конь
б) Добрыня Никитич (внешний вид, снаряжение) и его конь
в) Алёша Попович (внешний вид, снаряжение) и его конь
г) Пейзаж
3. Заключение
а) Мое отношение к картине.
б) Три богатыря - собирательный образ русского воина.
6. Работа с предложением, текстом.
(Работа в группах)
Задание для 1 группы:
·       Учимся избегать повторов. Замени повторяющиеся слова близкими по смыслу, местоимениями.
В. М. Васнецов написал много картин. Одна из его лучших картин - «Богатыри». Эту картину он писал почти десять лет. На ней изображены три русских богатыря. На заставе стоят три богатыря. В центре стоит самый сильный и мудрый богатырь - Илья Муромец. У Ильи вороной богатырский конь. Конь и его наездник перемахивают озёра и леса. Но не силой он силён, а красноречием. У него мощная рука, которой он держит тяжёлое копьё, а другой рукой он держит серебристый щит.
Задание для 2 группы:
·       Учимся строить предложения на основе данных словосочетаний.
Замените определения сказуемыми, построив на основе словосочетаний предложения.
Образец. Развевающаяся грива - Грива развевается на ветру.
·       Сверкающие латы.
·       Сведённые брови.
·       Зоркий взгляд.
·       Победа над Тугариным.
·       Убелённая сединой борода.
Задание для 3 группы:
·       Учимся строить предложения на основе данных словосочетаний.
Построить предложения, дополнив сказуемыми и второстепенными членами.
·       Яровчатые гусли..................................................................................
·       Калёные стрелы ...........................................................из колчана.
·       Сверкающие латы ...............................................................................
·       Крепкая рука ........................................................................................
·       Из золочёных ножен ..... …………………………….серебристый меч.
·       Золотистые локоны .... ………………..……………..из-под шлема.
·       С левой стороны ........................... …………………..Добрыня Никитич.
·       Мощное копьё ..................................................................................................
·       Сорокапудовая палица .....................................................................................
Задание для 4 группы:
·       Лексическая ошибка. Использование слова в несвойственном ему значении.
Найдите слово в несвойственном ему значении и замените его подходящим по смыслу.
·       На шее у него (коня) богатый сруб висит.
·       Сапоги булатные
·       Сафьяновые сапоги опёрты на сбруи.
·       Картина очень изящна.
·       Не зря Васнецов рисовал десять лет.
·       Под стать скакунам и их кони.
Задание для 5 группы:
·       Учимся строить предложения.
В каждом предложении должен описываться один предмет.
Разбей предложение на несколько. Вставь в каждое сказуемое.
·       У богатыря богатые доспехи, большой красный щит, который он сжимает рукой, на голове у Добрыни островерхий шлем и сафьяновые сапоги.
·       А сам богатырь молодой, едва наметившиеся усики и ловкая изящная фигура.
·       Хитрое выражение лица, юношеский румянец, золотые локоны.
·       У Добрыни белый изящный конь. Благородный, с развевающейся гривой и с богатой сбруей.
·       Одежда на нём не такая богатая. Как у других богатырей: яровчатые гусли, тугой лук, калёные стрелы видны из-за спины. Сверкающие латы.
После работы каждая группа отчитывается о проделанной работе, идет обсуждение выполненных заданий.
7. Советы при написании сочинения:
·       Каждый пункт начинайте с красной строки
·       Избегайте неоправданных повторов слов
·       Абзацы и предложения связывайте между собой плавными переходами
·       Используйте былинные слова и выражения (если, вы, в своём сочинении используете слова и выражения из былин, то ценность вашей работы увеличится)
Зверь не пробежит,  гад не прошмыгнёт, чёрный ворон не пролетит.     Добрый конь.    Стрелочка калёная.     Рученька могучая.     Травушка-муравушка склоняется.      Стольный Киев-град.  Светлый взгляд.      Очи мудрые.      Щит булатный.      Конь ретивый.       Тетива звенящая.
При работе пользуемся словарем.
8. Запись сочинения в черновом варианте или словесное описание.
Выслушивание и обсуждение нескольких работ.
9. Итог урокаРефлексия.
1. Самооценка учащихся
Я работал хорошо
Я работал в полную силу
Я мог бы работать лучше
Я узнал много нового
Мне было интересно
Мне было трудно






2.Оценка работы учащихся учителем.

Приведу как пример работы двух учеников 4 класса.
В.М. Васнецов знаменитый художник 19 века, написал картину «Богатыри». Живописец хотел показать нам всю силу и мощь русского народа.
Во широкой степи остановились три всадника. В центре грозно смотрит вдаль Илья Муромец. Добрый конь его чернее ночи. Такой же сильный и спокойный. Богатырь в руках держит тяжелую палицу. Видно,  что он очень сильный и мудрый человек.
Справа от него на белом коне восседает сын богатого князя, Добрыня Никитич. На щите его булатном переливаются драгоценные камни. Конь его белогривый в нарядной сбруе. Но эти украсы не мешают Добрыне быть храбрым и отважным воином.
Слева от Ильи на огненном коне художник нарисовал Алешу Поповича. Он молод и горяч, о чем говорят колчан со стрелами, нарядная одежда и гусли.
Вдали от богатырей виднеются темные леса и курганы, а над головой грозовые тучи.
Три богатыря очень разные по характерам и достатку, но объединяет их одно – любовь к своей Родине. Глядя на картину возникает чувство гордости за русский народ!
(Атласюк Александр МОУ СОШ №2 г. Ноябрьск)
В. Васнецов  замечательный русский художник – передвижник. Среди его лучших работ «Богатыри». Эта картина на тему русской былины. .На полотне художник изобразил трех русских богатырей Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича. Долгие годы они , как повествуется в былинах, охраняли рубежи Руси от нашествий кочевников.
Посреди поля чистого, на закате красна солнышка стоят три богатыря. В центре картины изображен главный и старший Илья Муромец. Он сильный, мудрый, благородный. Сидит богатырь на своем вороном, могучем коне спокойно, уверенно. Взгляд у Ильи суровый. На нем стальная кольчуга, металлический шлем. В руке у богатыря красное, острое копье, которым Илья загораживает путь коню Добрыни Никитича. На другой руке висит палица. Богатырь одолел Соловья-Разбойника.
Добрыня Никитич на картине справа. У него светлый суровый взгляд из под бровей. У богатыря красный щит, кованый меч, фигурный шлем. Он сидит на белом коне, на котором нарядная сбруя. Добрыня искусен в бою. Победил Змея Горыныча.
Слева от Ильи изображен Алеша Попович. Он молод, не богатырского сложения, остроумен, находчив, жизнерадостен. Все его оружие это лук с калеными стрелами в колчане. Конь Алеши рыжий. Он низко опустил голову пожевать травушки-муравушки, но уши навострил. К седлу коня прикреплены гусли.
Позади богатырей тучи черные, темный лес, будто на Русь хотят напасть кочевники. Но Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович надежно стоят на страже! Мне понравилась эта картина. Она учит добру, дружбе, мужеству!
(Кузьмин Сергей МОУ СОШ №2 г. Ноябрьск)
При разработке урока использованы материалы:
1.    Г. Ветрова Сказка о сказочнике. Васнецов. Издательство «Белый город».
2.    Персональный сайт Перовой Инессы Николаевны Подготовка к написанию сочинения по картине В.М. Васнецова «Богатыри»
3.    Асхатова Рушания Ильдусовна учитель начальных классов Республика Татарстан, город Казань МОУ «Средняя общеобразовательная школа №143 с углубленным изучением отдельных предметов». Разработка урока. Подготовка к написанию сочинения по картине В.М. Васнецова «Богатыри»
4.    Щербакова Л.Н. методическое пособие к слайд–проекту «Сказка в произведениях В. Васнецова». Центр Планетариум, 2001.
Приложение.
Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова  «Богатыри».
Илья Муромец
Добрыня Никитич
Алеша Попович
Работа с предложением, текстом.
(Работа в группах)
Задание для 1 группы:
·       Учимся избегать повторов. Замени повторяющиеся слова близкими по смыслу, местоимениями.
В. М. Васнецов написал много картин. Одна из его лучших картин - «Богатыри». Эту картину он писал почти десять лет. На ней изображены три русских богатыря. На заставе стоят три богатыря. В центре стоит самый сильный и мудрый богатырь - Илья Муромец. У Ильи вороной богатырский конь. Конь и его наездник перемахивают озёра и леса. Но не силой он силён, а красноречием. У него мощная рука, которой он держит тяжёлое копьё, а другой рукой он держит серебристый щит.
Задание для 2 группы:
·       Учимся строить предложения на основе данных словосочетаний.
Замените определения сказуемыми, построив на основе словосочетаний предложения.
Образец. Развевающаяся грива - Грива развевается на ветру.
·       Сверкающие латы.
·       Сведённые брови.
·       Зоркий взгляд.
·       Победа над Тугариным.
·       Убелённая сединой борода.
Задание для 3 группы:
·       Учимся строить предложения на основе данных словосочетаний.
Построить предложения, дополнив сказуемыми и второстепенными членами.
·       Яровчатые гусли..................................................................................
·       Калёные стрелы ........................................                    из колчана.
·       Сверкающие латы ...............................................................................
·       Крепкая рука ........................................................................................
·       Из золочёных ножен ..... ………………………...      серебристый меч.
·       Золотистые локоны .... ………………..……………..из-под шлема.
·       С левой стороны ........................... …………………  Добрыня Никитич.
·       Мощное копьё .............................................................................................
·       Сорокапудовая палица .....................................................................................
Задание для 4 группы:
·       Лексическая ошибка. Использование слова в несвойственном ему значении.
Найдите слово в несвойственном ему значении и замените его подходящим по смыслу.
·       На шее у него (коня) богатый сруб висит.
·       Сапоги булатные
·       Сафьяновые сапоги опёрты на сбруи.
·       Картина очень изящна.
·       Не зря Васнецов рисовал десять лет.
·       Под стать скакунам и их кони.
Задание для 5 группы:
·       Учимся строить предложения.
В каждом предложении должен описываться один предмет.
Разбей предложение на несколько. Вставь в каждое сказуемое.
·       У богатыря богатые доспехи, большой красный щит, который он сжимает рукой, на голове у Добрыни островерхий шлем и сафьяновые сапоги.
·       А сам богатырь молодой, едва наметившиеся усики и ловкая изящная фигура.
·       Хитрое выражение лица, юношеский румянец, золотые локоны.
·       У Добрыни белый изящный конь. Благородный, с развевающейся гривой и с богатой сбруей.
·       Одежда на нём не такая богатая. Как у других богатырей: яровчатые гусли, тугой лук, калёные стрелы видны из-за спины. Сверкающие латы.
ПЛАН.
1.    Вступление о Васнецове и его картине
2.    Описание картины
а) Илья Муромец (внешний вид, снаряжение) и его конь
б) Добрыня Никитич (внешний вид, снаряжение) и его конь
в) Алёша Попович (внешний вид, снаряжение) и его конь
г) Пейзаж
3. Заключение
а) Мое отношение к картине.
или
б) Три богатыря - собирательный образ русского воина.
Советы при написании сочинения:
·       Каждый пункт начинайте с красной строки
·       Избегайте неоправданных повторов слов
·       Абзацы и предложения связывайте между собой плавными переходами
·       Используйте былинные слова и выражения (если, вы, в своём сочинении используете слова и выражения из былин, то ценность вашей работы увеличится)
Зверь не пробежит,  гад не прошмыгнёт, чёрный ворон не пролетит.     Добрый конь.    Стрелочка калёная.     Рученька могучая.     Травушка-муравушка склоняется.      Стольный Киев-град.  Светлый взгляд.      Очи мудрые.      Щит булатный.      Конь ретивый.       Тетива звенящая.
Тема: Развитие речи. Сочинение по картине И. И. Левитана «Март».
Цели: к концу урока учащиеся составлять текст – описание по картине.
Задачи: Формировать умение составлять художественное описание природы на основе пейзажной живописи: композиция, определение темы, настроение. Способствовать развитию речи и творческого воображения, чувства прекрасного.
Воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи.
Оборудование :1. Репродукция картины И .И. Левитана «Март».2. Портрет художника Левитана.3. Выставка других картин художника. 3.Описание жизни и творчества.


Ход урока
1.    Организационный момент.
2.    Сообщение темы и целей урока.
- Ребята, сегодня на уроке мы будем составлять текст – описание по картине Левитана «Март». Давайте прочитаем слова из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина, которые служат эпиграфом к нашему уроку:
«Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года».(А.С.Пушкин)
-Как вы думаете, что называет Пушкин утром года?
Учитель: - Действительно, Весна – это утро года, когда всё в природе начинает просыпаться, улыбаться и радоваться. И мы эту радость и улыбку чувствуем и видим на картине Левитана.
- Скажите, какие приметы Весны видны в природе?
- Куда бы мы сейчас ни бросили взгляд – везде видим, как весна преображает природу, слышим весенние звуки ручейков, капели, птиц. Весна – необыкновенное время года, когда всё в природе просыпается. Ей поэты посвятили много стихов.
- Давайте вспомним стихи о весне.
- Природу можно изобразить по-разному. Поэты выражают своё отношение к ней словами, композиторы – музыкой, а художники разговаривают с нами при помощи красок. И нам с вами надо научиться понимать этот особый язык.
Поэтому сегодня перед нами стоит задача научиться «читать» картину, осмысливать её содержание, передавать словами то, что художник изобразил красками. Мы будем писать сочинение по картине Левитана «Март».
3. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (пантомима): Представьте себя берёзками. Что делают берёзки, когда светит солнышко? Давайте и мы потянемся вверх! Вдруг подул слабый ветерок. Покажем кистями рук. Сейчас мы видим птиц. Покажем, как они машут крыльями. Пальчиками покажем, как стучит капель. 4. Подготовка к восприятию картины. Слово учителя о художнике.
- Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Художник рано остался сиротой. Его детство было настолько тяжёлым, что впоследствии он старался никогда не вспоминать о нём. Когда Исаак Ильич учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, он часто голодал и даже ночевал в училище, так как ему негде было жить. По характеру он был добрым и отзывчивым человеком. К своей творческой работе относился с большой любовью. За 25 лет написал около тысячи картин. Современники называли его мастером пейзажа настроений. Для своих рисунков он выбирал такие моменты, когда в природе происходили изменения. Художник сердцем чувствовал жизнь природы. Про него поэт Евгений Баратынский писал: « С природой одною он жизнью дышал,
Ручья разумел лепетанье,
И говор древесных листов понимал,
И чувствовал трав прозябанье».
Русская природа была единственной темой произведений Левитана. Свою картину «Март» он написал в 1895 году. Известно, что написана картина с натуры под Москвой, в имении друзей художника – Турчаниновых.
1.    Первичное знакомство с произведением.
- А теперь представьте, что мы пришли на выставку картин великого художника Левитана. Наше внимание привлекла картина под названием «Март». Всмотритесь в картину! Левитану удалось нарисовать самые первые мгновения прихода Весны.
6. Беседа по содержанию картины.
- Расскажите, что вы видите на картине. ( Дом с крыльцом; лошадь, запряжённую в сани; деревья, снег, небо; скворечник, на ветвях берёзы ждёт крылатых гостей-жильцов.)
Учитель: - На картине художник изобразил самое начало Весны.
-Какой день изобразил художник? (солнечный, тёплый)
- Чем вы можете подтвердить это? (Солнечный свет лежит на деревьях, на крыльце, на стене дома, видны тени от деревьев.)
- Взгляните на небо. Какое оно? (Голубое, чистое)
- Опишите снег, лежащий на земле. ( Снег серый, рыхлый, на дороге подтаял, стал грязным, на нём лежат тени и отпечатано много следов.)
- Что вы можете сказать про ком снега на крыше? (Он подтаял и скоро с шумом упадёт на землю.)
- Какие краски являются главными на этой картине? ( жёлтый, голубой, зелёный).
- Разнообразные сочетания этих красок с добавлением белой создают сияющую гармонию.
- Обратите внимание на лошадь у крыльца. Что вы можете о ней сказать? ( Она пригрелась на солнышке, стоит и дремлет. Ей очень нравится этот тёплый весенний день.)
- Несмотря на состояние безмолвия и покоя, здесь можно обнаружить и следы невидимого присутствия человека. Что указывает на это? (открытая дверь, лошадка, которая смирно дожидается своего хозяина.)
- Представьте, что вы оказались в этих местах. Что бы вам захотелось сделать? (покататься на лошади, побегать по снегу, погреться на крыльце под лучами солнца).
- Что бы вы могли там услышать? (весеннюю капель, крики птиц).
- Если бы вы были композиторами, то какую бы музыку написали после знакомства с этой картиной? (тихую, спокойную).
7. ФИЗКУЛЬМИНУТКА: зарядка для пальчиков и кистей рук.
8. Речевая подготовка к сочинению.
- Подберите к существительным подходящие по смыслу прилагательные:
День (какой?) – тёплый, весенний, солнечный.
Небо (какое?) – голубое, ясное, высокое, чистое, лазурное.
Снег (какой?) – рыхлый, мокрый.
Деревья (какие?) – стройные.
Лошадь (какая?) – усталая, рыжая.
- Подберите глаголы к существительным:
Солнце (что делает?) – светит, греет, освещает.
Капель (что делает?) – звенит, поёт, стучит, барабанит.
Снег (что делает?) – оседает, тает, темнеет.
Деревья (что делают?) – тянутся.
- Подберите синонимы к словам:
Художник – автор, живописец, пейзажист.
Создал – написал, изобразил, нарисовал, запечатлел, представил.
9. Составление плана сочинения.
- Сколько частей будет в сочинении? (три).
- Как называются части? (вступление, основная, заключение).
- О чём будем рассказывать во вступлении? (Как называется картина, кто её автор, можно немного рассказать об авторе картины, об истории создания картины.)
- О чём будем рассказывать в основной части? ( В ней будем давать описание картины).
- О чём будем рассказывать в заключении? ( В нём мы будем описывать своё отношение к картине, чувства, которые она вызывает, основную идею).
10. Устное составление описания картины по плану.
- «Передо мной картина известного художника…»
- Что будете описывать в основной части? (Небо, снег, деревья, лошадь).
« На картине изображена ранняя весна.»
- Как будем заканчивать сочинение? ( Когда я смотрю на эту картину, у меня возникает чувство…»
11. Написание сочинения учащимися. Опорные слова: тёплое весеннее утро, потоки яркого света, лазурное небо, ласковое солнышко, звонкая капель)
12. Итог урока
Чтение сочинений.
Тема: Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана "Золотая осень" (Рассказ от лица экскурсовода).
Тип урока: урок развития речи.
Цель урока: обучение написанию сочинения по пейзажной картине.
Задачи:
1. Учить отбирать и систематизировать материал к сочинению, использовать его при описании.
2. Формировать умение составлять текст-описание картины в соответствии с планом, определять тему и главную мысль, передавать свое отношение к картине.
3. Формировать умение подбирать и включать в описание синонимы, эпитеты, сравнения.
4. Развивать умение грамотно записывать текст с опорой на изученные правила.
5.Формировать умение составлять рассказ о картине от лица экскурсовода.
Планируемые результаты:
Регулятивные УУД:
·       Планирование своей деятельности
·       Контроль и коррекция своей деятельности
·       Оценка и саморегуляция
Познавательные УУД:
·       Выделение и формулирование цели деятельности
·       Поиск и выделение необходимой информации
·       Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Личностные УУД:
·       Формирование эстетического восприятия природы
·       Формирование художественного вкуса
·       Воспитание любви к родной природе
Ход урока:
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке развития речи я хотела бы пригласить вас на виртуальную прогулку. Закройте глаза и послушайте.(включаю стихотворение А.С.Пушкина "Уж небо осенью дышало,..." по музыку П.И.Чайковского "Осенняя песня" - 1мин.10 сек.)
- Какой вы представили осень, когда слушали стихи А. С. Пушкина? (облетающая листва, моросящий дождик, пасмурное небо...)
- Что помогло вам представить осень? (музыка, воображение, фантазия, словесные образы).
- Поделитесь своими чувствами, которые вы ощутили?( грусть, печаль, тоска, одиночество)
Дети делятся впечатлениями, я раздаю осенние листочки отвечающим.
- Пушкин создал словесный образ Осени в этом стихотворении, П.И.Чайковский - в музыкальном произведении. А возможны ли другие средства изображения осени? (Художники пишут картины).
- Действительно, вы правы. И сегодня мы познакомимся с одним из величайших русских художников-пейзажистов и его произведением. Это Исаак Ильич Левитан. ( на слайде портрет художника).
2. Подготовительная работа.
На интерактивной доске презентация, на слайде - репродукция И.И.Левитана "Золотая Осень". - Это репродукция картины И.Левитана. Давайте уточним значение слова "репродукция" в Толковом словаре. Прочитайте. ( 1. Воспроизведение картин, рисунков путем фотографии.2. Воспроизведенные типографическим способом картина, рисунок.) Первый способ: фотографирование, второй способ: печать в типографии.
- Художник написал картину в 1895 году, когда жил в Тверской губернии в усадьбе с интересным названием Горка.
- Рассмотрите картину. ( даю время для молчаливого рассматривания)
- Как вам кажется, эта картина передает такое же настроение, что и стихотворение А.С.Пушкина? Почему? (много солнечного света, ярких, теплых красок, поэтому настроение уже другое)
- Какие чувства вы испытываете при рассматривании картины? (радость, удивление, восхищение, восторг и т.д.)
- Какое название вы дали бы этому полотну? ( Осенний день. Осень. Солнечный день осени и т.д.)
- Художник назвал картину "Золотая осень". Как вы думаете, почему? ( Он изобразил красивейший период этого времени года, который называется золотая осень).
3. Постановка цели и задач урока.
- Как вы думаете, для чего сегодня на уроке мы познакомились с картиной И.И.Левитана "Золотая осень"? (Мы будем учиться писать сочинение по картине).
- Вспомните, какой вид работы называется сочинением? ( Это творческая письменная работа, изложение своих мыслей и чувств.)
- Подумайте, кому будет интересно прочитать ваши сочинения? ( Тем, кто не видел эту картину, но хотел бы о ней узнать) Как именно ваши работы смогут помочь представить картину? (Описание поможет представить мысленно, заинтересовать человека, ему захочется увидеть картину.)
- Что будет главной задачей при описании картины в сочинении? (Передать настроение картины так, чтобы захотелось увидеть.)
- К какому типу текста мы отнесем наши сочинения? (Текст-описание). Почему? (Мы будем описывать пейзаж, изображенный на картине. )
- Ребята, а в каких случаях еще описывают картины? Кто из вас был в музее? Чем отличается рассказ экскурсовода о картине? (тем, что слушатели видят картину перед собой).
- Будет ли отличаться такой рассказ-описание, когда зрители могут видеть картину? Чем? (экскурсовод должен так заинтересовать своим рассказом, чтобы зрители были увлечены, чтобы не ушли от картины, не остались равнодушными, чтобы им был интересен рассказ).
- Какие сведения сообщает экскурсовод зрителям? ( Сведения о художнике, о том, когда и как была написана картина).
- Чем отличается речь экскурсовода? (Он использует определенные фразы).
На доске появляются начала предложений (можно также распечатать на отдельных листочках и желающим ученикам их раздать). Прочитайте, как от лица экскурсовода можно начать рассказ о картине:
1. Подойдем ближе...
2. Обратите внимание на....
3.Вглядитесь пристальнее, как....
- Кто из вас хотел бы попробовать составить описание картины от лица экскурсовода, поднимите руки? (раздаю листочки).
- Чему мы будем учиться, работая над сочинением? ( грамотно излагать свои мысли и чувства, составлять связный письменный текст по предложенному плану, раскрывать читателям замысел автора картины).
4. Составление плана работы над сочинением.
- Можем ли мы сразу начать писать сочинение? ( нет). Почему? (Нужно определить, с чего начать)
- Что поможет определить порядок работы над сочинением? ( Памятка). Обратимся к памятке работы над сочинением. (памятки на партах у ребят)
- Прочитайте 1 пункт. (-Определите тему: о чем будет сочинение? ( Об осени, изображенной на картине И.Левитана).
- Прочитайте 2 пункт. (Определи главную мысль текста: с какой целью ты будешь рассказывать об этом.)
- Определите главную мысль текста: для чего мы будем писать сочинение? ( Раскрыть замысел художника, передать свое отношение к картине, поделиться своими чувствами, которые она вызывает).
Прочитайте 3 пункт. (Составь план сочинения).
- Сколько всего частей будет в тексте сочинения? Назовите их ( Три части: вводная, основная и заключительная) - карточки на доске.
- Откройте конверты, достаньте карточки. Что перед вами, как вы думаете? ( план сочинения)
- Разложите названия пунктов плана в нужном порядке. Работайте в парах. Помните: как воспринимаем изображенное на картине, так и описываем, сначала все, что видим в целом, потом - детально.
- Прочитайте, что у вас получилось. Поднимите руку, кто составил такой же план. У кого план выглядит иначе? Почему ты так считаешь? Можно ли оставить такой порядок плана?
- Давайте проверим. Посмотрите на доску, прочитайте про себя названия частей плана. (Слайд на доске). Почему важен именно такой порядок пунктов плана?
План:
1. Художник И.И.Левитан и его картина.
2. Осенний день.
3. Деревья в золотом наряде.
4. Лесная речка.
5. Моё впечатление о картине.
- Почему частей в тексте три, а пунктов плана - 5? ( основная часть может состоять из подчастей).
- Какие пункты плана мы отнесем к вводной части сочинения? ( Художник И.И. Левитан его картина).
- О чем нужно сказать в этой части сочинения? ( О художнике И.И.Левитане, о том, что он изобразил очень красивую пору осени - золотую).
- Какие пункты плана отнесем к основной части? Прочитайте. ( Осенний день. Деревья в золотом наряде. Лесная речка.)
- О чем напишем в заключительной части? (О своих впечатлениях, чувствах, которые вызвала картина).
5. Словарная работа.
- Прочитайте 5 пункт Памятки. ( Подбери слова и выражения, которые помогут точно и выразительно раскрыть тему и главную мысль текста).
- В этой работе вам помогут слова, которые вы можете записывать на своих карточках, слова-помощники. Также мы поработаем над грамотностью написания слов в ваших текстах.
- Прочитайте про себя еще раз 1 пункт плана. Подумайте, каким предложением можно начать сочинение, чтобы познакомить читателей с картиной. (Перед нами картина И.И.Левитана "Золотая осень").
- Какими синонимами можно заменить слова "картина" и "художник", чтобы не повторять их постоянно, запишите. ( Пейзажист, живописец, мастер, автор. Пейзаж, полотно.)
- Какие глаголы помогут нам описать работу художника? Запишите. (Изобразил, хотел показать, написал, передал).
- Переходим к основной части сочинения.
- Опишите, каким мы видим осенний день. Запишите. Какими эпитетами можно дополнить, подчеркните. Прочитайте, что вы подчеркнули. (Ясный, солнечный, погожий, осенний, теплый).
- Какие краски и тона для изображения осеннего дня выбрал живописец? Допишите свои варианты слов. (Золотистые, яркие, светлые, сочные, теплые)
- Составьте предложение об осеннем дне на картине. ( Художник изобразил солнечный, теплый осенний день. Художник выбрал яркие, сочные золотистые краски.)
- Какой знак препинания понадобится при перечислении однородных членов предложения? (запятая).
- Рассмотрите небо пейзажа. Как его можно описать словесно? Подберите точные определения.(Светло-голубое, высокое). Запишите свои варианты слов. Прочитайте.
- С помощью чего автор полотна передал легкость и прозрачность неба? ( В картине много воздуха). Это особенность всех картин И.И.Левитана. (Художник изобразил облака)
- Какими вы видите облака. ( Пушистые, воздушные, прозрачные, легкие)
- Составьте предложение о небе и облаках. ( По высокому светло-голубому небу плывут пушистые облака).
ФИЗМИНУТКА
- Закройте глазки, опустите голову на руки, дышите ровно и спокойно. Минутка релаксации (можно под музыку).
- Прочитайте 3 пункт плана. Какие деревья изобразил И.Левитан на переднем плане? ( Березы, березовую рощу). Опишите, какими вы их видите. Запишите на карточку.
-Выберите в опорных словах более точные определения, подчеркните. ( Тонкие, гибкие, белоствольные, высокие)
- Как образно можно назвать листья, украшающие деревья? ( наряд). Подберите прилагательные, которые помогут предать красоту берез. (Желто-золотистый наряд, разноцветный, золотой).
- Составьте предложение о березах на картине. ( На переднем плане мы видим тонкие белоствольные березы в желто-золотистом наряде).
- Как интонационно можно выразить свое отношение к увиденному на картине? (с помощью восклицательной интонации).
- Подумайте и составьте восклицательное предложение о березах. (Как красива одинокая березка на берегу реки! Прекрасна березовая роща в золотом наряде!)
- Рассмотрите речку. Какого цвета вода в реке? Почему художник выбрал именно такой оттенок голубого? (Темно-голубая, почти синяя вблизи, потому что она холодная).
- С чем можно сравнить извилистое русло реки? Найдите точное слово. ( вьется словно лента).
- Как образно можно назвать поверхность воды в реке? ( зеркальная) Почему? (в ней отражается небо).
- Составьте предложения о речке. (Темно-голубая речка вьется словно лента. Вода в ней холодная. В зеркальной воде отражается небо).
- Переходим к заключительной части сочинения. Прочитайте пункт 5.
- Прочитайте начало предложений, которыми можно передать свои впечатления о картине. (Рассматривая картину, я чувствую... Хотелось бы... Я думаю, что...)
- Прислушайтесь к себе, какие чувства вы испытываете? ( восторг, восхищение, грусть, радость....)
- Составьте предложение о своих чувствах. ( Рассматривая картину, я чувствую радость и восторг.)
- Поднимите руку, кто хотел бы побывать в этом уголке природы, который написал Левитан? Как об этом можно написать? ( Хотелось бы побывать в этом прекрасном уголке природы.
- Как вы думаете, на что хотел обратить внимание зрителей сам художник? (Я думаю, что Левитан хотел показать удивительную красоту осенней природы. Мне кажется, что художник хотел передать восхищение золотой осенью.)
6. Орфографическая подготовка.
- Теперь, чтобы грамотно записать текст сочинения, нам необходимо поработать в парах: найти в словах орфограммы и подчеркнуть их зеленой ручкой. (дается 1-2 минуты).
- Если сомневаетесь в словах, записанных самостоятельно, можно орфограммы написать сначала карандашом или поднять руку, я подойду и помогу.
-Давайте проверим. Назовите слова с проверяемыми ударением безударными гласными. Поберите проверочное слово. (полотно - полотна, живописец - живопись, написал- напишет, золотистые - золото, позолота, белоствольные - белый, золотой -золото, позолота, разноцветный - разный, холодная - холод, зеркальная - зеркало, удивительная - диво, красота - красоты).
- Назовите слова с непроверяемыми безударными гласными? (картина, пейзаж, изобразил, жёлтый, восторг).
- Назовите слова с буквосочетаниями? (пейзажист, живописец, погожий, солнечный).
- Какие слова с парными согласными можете назвать? ( лёгкие - лёгок, гибкие - гибок, восторг - восторгаться).
- Назовите слова с разделительным мягким знаком? (вьётся).
- Поднимите руки, кто нашел все прозвучавшие слова с орфограммами? Молодцы, вы очень внимательны.
7. Запись текста.
- Прочитайте 6 пункт нашей Памятки. (Запиши текст сочинения).
- Напомните, сколько частей будет в сочинении? (3 части). Назовите их. Что мы знаем об основной части? ( В ней будет три подчасти).
- Как будете записывать каждую часть? ( С красной строки). Сколько абзацев будет в тексте? ( 5 абзацев).
- Приступайте к записи сочинения.
7. Проверка сочинения.
- Ребята, отложите ручки. Послушаем сочинения ребят.
- Прочитайте свое сочинение. ( 1-2 ученика)
- Получилось ли у ребят описание картины И.И.Левитана? Как определить, что получилось?
( Можно узнать картину по этому описанию, рассказ связный, интересно слушать впечатления от картины).
- Удалось ли выразить свое отношение?
8. Итог урока. Рефлексия.
- Кто сегодня почувствовал себя словесным художником, поднимите руки?
- Что показалось наиболее интересным в вашей работе?
- Какие затруднения вы почувствовали, в чем?
- Как мы готовились к сочинению? (Составляли план сочинения; делились своими чувствами об увиденном; подбирали точные выражения для описания: синонимы, эпитеты, сравнения; составляли предложения, в том числе восклицательные; работали над грамотностью слов).
- Почему мы это делали?
9. Орг. конец урока.
Сочинение.
Перед нами пейзаж И.И.Левитана "Золотая осень". Художник хотел показать в своей работе красоту осенней природы.
Пейзажист изобразил солнечный, теплый осенний день. Он выбрал яркие, сочные золотистые краски. По высокому светло-голубому небу плывут легкие пушистые облака.
На переднем плане мы видим березовую рощу. Тонкие белоствольные деревья стоят в золотистом наряде. Как прекрасны березы в золоте осени!
Словно темно-голубая лента вьется лесная речка. Вода в ней холодная. В зеркале воды отражается небо.
Рассматривая картину И.И.Левитана, я чувствую восторг и радость. Хотелось бы побывать в этом прекрасном уголке природы. Я думаю, что художник хотел передать в картине восхищение красотой золотой осени.


Комментариев нет:

Отправить комментарий